Сообщество мастеров | Ай да мастер

15 декабря 2017

Сообщество мастеров Ай да Мастер

Интересные статьи

Карельский мастер берестяных скульптур

 Берестяная скульптура А.С.Пушкина Автор.Ю.И.Любимцев"Виртуоз, умник и мастер - золотые руки!" – так отзываются о видличанине Юрии Ивановиче Любимцеве, и в этих определениях нет ни капли преувеличения.

Родился он в старинном карельском селе Видлица. Ещё в школе проявил способности к рисованию: сохранились карандашные рисунки с изображением его сестёр, имеющие потрясающее портретное сходство. Впоследствии он увлёкся спортом и, окончив Карельский педагогический институт, стал учителем физкультуры. Юрий Иванович не раз защищал честь родного села, района, а потом и Республики Карелия на соревнованиях различного уровня, стал кандидатом в мастера спорта по полиатлону - комплексному спортивному многоборью.

В 1992 году его дочь, которая начала преподавать плетение из бересты в Кондопожском доме детского творчества и увлекла этим ремеслом отца. Первые солонки и корзинки он сплёл под её чутким руководством, а через два месяца, когда он стал демонстрировать свои изделия, все поняли, что ученик превзошёл учителя!

Новой ступенью мастерства стало создание берестяных скульптур. Вот где в полной мере раскрылся талант художника! В коллекции Юрия Ивановича – скульптуры Пушкина, Гоголя, Льва Толстого, Петра I и многих других известных людей.

Всего в его коллекции собрано более ста произведений из бересты. На изготовление одной скульптуры у мастера уходит около двух месяцев, а отходов набирается целых три ведра. Перед началом работы над фигурами писателей, артистов или исторических личностей мастер подолгу изучает биографические материалы и портреты. И такая скрупулезность не остается незамеченной: даже мельчайшие детали сделаны из бересты.

С творчеством Любимцева знакомы не только жители Олонецкого района: его берестяные скульптуры хранятся в музеях Республики Карелия, в частных коллекциях России, Бразилии, Мексики, Швеции, США. Выставки мастера всегда вызывают неподдельный интерес. В 2010 году Юрий Иванович был награждён памятным знаком «90 лет Республике Карелия» за большой вклад в культурное развитие республики.

По материалам "Вести -Карелия"  и ТВР-Панорамы

Берестяная скульптура Георгия Победоносца. Автор.Ю.И.Любимцев

Берестяная скульптура Н.В. Автор.Ю.И.Любимцев

Берестяная скульптура А.С.Пушкина Автор.Ю.И.Любимцев

Игорь Глушко: Бурятия - это всё: и Родина моя, и сила

Фото Игоря ГлушкоНесколько дней назад к нам пришло письмо из Минска с просьбой сделать репортаж с выставки известного бурятского фотографа Игоря Глушко. Фотохудожник гостил в нашем городе: его персональная выставка «Воспевая Бурятию» проходила в Выставочном центре им.В.Рогаля.

Владимир Тельнов: Меня интересует абсолютно всё

Владимир ТельновФранцузский мыслитель Жан Кокто как-то сказал: «В большом городе можно больше увидеть, зато в маленьком - больше услышать». То, что мы услышали о Владимире Степановиче Тельнове на его третьей персональной выставке – дорогого стоит.

Усольский мастер в следующем году отмечает свой юбилей- 60 лет. Многое пережито, многое сделано, можно остановиться и отдохнуть, но, кто знает характер Тельнова, уверен - это не про него. Бодрый, энергичный, быстро двигающийся по залу Усольского краеведческого музея, где он давно – свой, художник не переставал удивлять: до сих пор мы знали его, как резчика по дереву, прикладника, а в своем городе он известен, как живописец и график, работающий в необычных техниках.

Владимир Степанович не коренной усольчанин, он родился в городе Губаха, на Западном Урале. Был старшим сыном в семье, где росло пятеро детей. В 1989 году приехал в г.Усолье-Сибирское, устроился в художественную школу, которую позже возглавлял несколько лет. Сегодня Владимир Степанович работает в школе №16 учителем технологии и рисования и является постоянным участником городских выставок.

Как он всё успевает в своей, по минутам расписанной жизни, мы расспросили Владимира Степановича перед открытием выставки.

- Владимир Степанович, Вы открылись нам в совсем новом качестве, мы видим здесь новые грани вашего творчества! Столько техник!

Владимир Тельнов: Да, я здесь представил много разноплановых работ, почему, потому что я думаю так: если художник ищет – он обязательно что-то найдет, если стоит на месте - он постепенно превращается в ремесленника, а там, в саму посредственность. Поэтому меня интересует всё абсолютно и в живописи, и в графике, и в древесине. Я ни от чего не отказываюсь, постоянно ищу новые формы передачи информации.

- Как часто вы выставляетесь? С чего начинали?

Владимир Тельнов: Сначала фотографии были, потом графика, а потом всё вместе, с художниками сгруппировались и потихонечку, помаленьку выставляюсь. Практически каждый год!

Здесь собраны работы последних лет, расскажите нам о них. Живопись давно в вашей жизни?

Владимир Тельнов: С самого начала, как только я начал работать в этой области. У меня же основной профиль – живопись – графика. Я заканчивалСмешанная техника Владимира Тельнова Московский Университет народного творчества. (Тельнов ведет нас по залам). Вот интересная техника: лепишь на стекло краску, а потом переносишь её на лист и думаешь, что можно из этой кляксы воплотить. 

Интересный подход. Рядом, что-то знакомое, про эту технику я что-то слышала, но принцип её так до конца не поняла.

Монотипия В.ТельноваВладимир Тельнов: Это монотипия: берется металл или дерево, в общем, плоскость, глянцевая плоскость, на неё наносится рисунок масляный, а потом этот рисунок перекладывается и отпечатывается на бумагу. Я пытался сделать в цвете, но сейчас такие краски – одна химия кругом. Есть специальные краски - типографские, но я пока их не нашел. Ищу сейчас, будут хорошие краски - буду делать в цвете.

Кроме монотипии и смешанной техники я вижу здесь замечательные шаржи. Кто это?

Владимир Тельнов: Наши ребята - один журналист и два художника, среди них член СоюзаХудожник А.Скопцов на фоне шаржа Художников. Это они на шаржи меня вдохновили.

Во втором зале у Вас тоже есть работы в необычной технике, можно узнать о ней?

Владимир Тельнов: Меня это поразило один раз! Цвет здесь даже не розовый, а чуть-чуть фиолетовый. Я вообще целую серию хотел в этом плане сделать: морозность передать, щепетильность эту. Синяя, она, всё равно, сильно холодная, а мороз, он как-то щекочет, кожу щекочет: лицо красном становится, здоровым, а синий - не тот цвет. У меня уже работ шесть таких. И буду еще работать!

Картины В.ТельноваС живописью разобрались, но и в работе с деревом у Вас различные техники. Какая, на ваш взгляд, самая интересная, по задумке, по реализации?

Владимир Тельнов: Вот последняя работа моя. Это кап: отдельные листы обрабатываешь, склеиваешь, потом подгоняешь – я полгода с ней работал. Поэтому она такая тоненькая, изящная. Здесь несколько капов, каждая часть - отдельно.

Интересная техника! А вот эта техника похожа на новосибирскую тоновую пирографию.

Владимир Тельнов: Это аэрография. В пирографии несколько слоев одного цвета, здесь почти - что то жеКапы В.Тельнова самое, но только выполняется аэрографом, потом просто дорабатывается. В общем-то, я их сделал много, но все продались, вот остались две работы. Я аэрографию давно делаю, как только она появилась, крашу машины, мотоциклы, лодки.

Да, Вы - на все руки Дока!

altВладимир Тельнов (смеется): Бывает иногда! Мне вот эти последние работы из дерева - маски, тоже понравились. Захотелось передать в дереве и объем и графику, одновременно.

Это из какой породы дерева?

Владимир Тельнов: Сосна, сирень, кедр. А вот эту бедень, одну деревяшку только, я сушил 8 лет, чтобы потом вырезать. Она очень смолянистая была. Мне пришлось и выбеливать её, и высушивать, и пересушивать, чтобы она не треснула. И вот прошло 20 лет, а она не трескается.

- Какая страшная физиономия.

Владимир Тельнов: Тоже одна из последних. Я сам не пью и всем пропагандирую. Мне почему-то захотелось выразить свое негодование к этому образу жизни, так воплотить, так преподнести, особенно нашим мужикам, вот и сделал эту физиономию страшную, беззубую…

Физиономия-  Да, зубы этой маски отметили все!

Владимир Тельнов: Попробовал в этот раз кедр: решил испытать свойства этой древесины, как она будет работать. Правда, я привык к жесткой древесине, а она мягковата, ну ничего, мне понравилось.

Владимир Степанович, мы знаем, что Вы, ищете новое не только в искусстве, но и как педагог. Слышали, что Вы разработали какую-то авторскую методику - «Прямую линию», расскажите о ней.

Владимир Тельнов: Эту тему я разработал сам, почему? В начале учебного года, когда ребятишки только раскачиваются, и учиться им неохота, я им даю такую работу, чтобы они начали понимать, что они уже в школе и чему-то учатся. А показать смогу прямо сейчас на мастер-классе.

В мастер–классе по «Прямой линии» приняли участие посетители выставки. Большой лист бумаги ВладимирМастер-класс В.Тельнова Степанович расчертил на клеточки, а затем стал соединять верхние вертикальные квадратики по диагонали и так - весь лист. Что получилось в результате, вы видите на фото с мастер-класса

Художник объяснил, что это только азы, а вариантов может быть миллионы: альбом с работами его учеников стал подтверждением его слов.

Работы учеников В.ТельноваНа следующий год, к своему юбилею Владимир Степанович готовит большую выставку, где он представит ряд новых работ, которые, он надеется, заинтересуют посетителей. А пока он ждет откликов на проходящую выставку, как положительных, так и отрицательных, потому что отрицательные помогают понять над чем работать дальше.

Автор Инга Ермолаева

Фоторепортаж с выставки

 



 

Работы учеников В.Тельнова

Мука, соль, вода, руки и душа!

Работы Ольги ЗеленковойЛепка из соленого теста, как русский народный промысел, впервые упоминается в XII веке. Центром промысла была Архангельская губерния, где фигурки из соленого теста служили оберегами. В северных деревнях, на праздники "соленые фигурки" дарили со словами: "Вот вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие». Считалось, что любая такая поделка принесёт хозяевам богатство, благополучие и достаток в семье.
Сегодня у старинного промысла много названий: «хлебосол», «архангельская керамика», «биокерамика», «мукасолька», «тестопластика». Последние десять лет ремесло активно возрождается и становится настоящим искусством!
В нашей области лепку из соленого теста принято называть «тестопластикой»: во многих городах и селах Прибайкалья есть свои мастерицы - о двух из них мы вам сегодня расскажем.

Живет в Усольском районе, в селе Большая Елань, Ольга Григорьевна Зеленкова: мастер-прикладник, педагог, руководитель творческой студии «Вдохновение». 23 года назад, после собственной свадьбы Ольга изготовила из соленого теста свадебный портрет. Работа понравилась всем и ещё долго радовала хозяев и гостей дома, напоминая об увлечении, к которому Ольга вернулась только годы спустя.
Несколько лет назад мастерица вновь начала лепить из соленого теста. Самые первыми её фигурками стали «Домовенок» и «Девочки» в русских народных костюмах. Уже тогда Ольга старалась сделать своих героев сказочными, радостными, чтобы посмотрел на них человек и улыбнулся. Вдохновение черпала в житейской мудрости: лепила то, что «душа захочет, на что глаз ляжет». Самое большое, 80- сантиметровое панно слепила на тему знаменитого советского мультфильма про попугая Кешу. Потом появились «Медвежонок», «Коты», «Лягушки». Кстати, лягушки - любимая тема Ольги Зеленковой.
Работа Ольги ЗеленковойОднажды мастерица лепила кувшинку, лепестки которой стали опадать, и в середине цветка появилась брешь. Недолго думая, Ольга из оставшегося теста сделала голову и верхнюю часть туловища лягушки и прикрепила её в центр кувшинки. Так появилась ещё одна веселая композиция.

Фигурки Ольги Григорьевны необычны и в плане техники. Лепит она их по-особому: одни как пирожки и вареники, другие из кусочков расплывшегося теста. Для создания фигурок большого размера в серединку добавляет туалетную бумагу: этот прием не утяжеляет панно и делает композицию объемной. 

«Ежики, коты и зайцы» Зеленковой лепятся из кусочка соленого теста, которому придается форма груши: расплывшееся грушеобразное тесто служит тельцем фигурки, прямо из которого вылепливается голова персонажа. Здесь самое главное не допустить большой влажности, иначе фигурки растрескаются.
Ольга любит экспериментировать, ищет нюансы, которые «оживят» поделку, сделают её интереснее. Идея украшать фигурки из соленого теста бумажными деталями пришла, когда мастерица работала над серией «Дракончики». Так у её персонажей появились украшения, заколки, зонтики, сумочки, сачок для бабочек и многое другое.
За прошедшие годы Ольга Григорьевна обучила тестопластике многих ребят, у неё занимаются даже мальчики: «Детки наши деревенские - замечательные, любознательные. Красивое вокруг себя замечают!»
На вопрос, в чем секрет мастерства, Ольга ответила, что рецепт её прост: мука, соль, вода, руки и душа.


Работы Татьяны ШарыповойНовые работы иркутской мастерицы Татьяны Шарыповой всегда ждут с нетерпением. В магазине «Белая ворона» её сувениры из соленого теста пользуются большим спросом.
Фирменный стиль Татьяны – хорошо продуманная техника, отличное качество материала, жизнерадостные сюжеты и индивидуальность каждого персонажа.

А начиналось всё 10 лет назад, когда Татьяна случайно увидела в одном из магазинов книгу о рукоделии: на обложке книги были изображены фигурки из соленого теста - зайчата и филин в забавном стиле. Поделки показались настолько интересными, что Татьяна решила попробовать сделать подобных «зверюшек». Увлеченно работая, она создала целую партию сувениров, которую чуть позже принесла в магазин «Дома Художника». К её большому удивлению всю партию мгновенно раскупили. Ободренная этим фактом, Татьяна решила продолжать лепить из теста.
Любимая тема мастерицы - кошки и рыжий цвет: «Ужасно люблю теплые тона,- говорит художница - красное, оранжевое. И очень люблю кошек. Особенно рыжих!»
Рыжие у Татьяны все - девочки с косичками, собачки, кошки, и даже драконы, да и сама она не прочь иной раз перекраситься в рыжий цвет.
Работа Татьяны ШарыповойВсе персонажи у Татьяны улыбающиеся, радостные. Мастерица говорит, что веселые лица и мордочки всегда воспринимаются лучше. Кроме насыщенных тонов, Татьяне нравятся объемные композиции. Плоские панно ограничивают в применении, а Татьяне всегда хотелось, чтобы ее поделку можно было не только прикрепить на стену, но и поставить на полку. Так, 7 лет назад, появились её фирменные панно.
Среди ценителей тестопластики Шарыповой есть особенные: девушка, собирающая коллекцию «божьих коровок», попросила художницу сделать парочку сувениров «с человеческим лицом». Сначала пожелание «очеловечить» насекомое поставило Татьяну в тупик, но фантазия и внутреннее чутье подсказало ей, как выполнить эту работу.
Татьяна рассказывает, что для подобных персонажей обязательно нужна визуальная поддержка, чтобы было представление о предмете не в голове, а перед глазами. Работая как-то над образом нерпы, она самонадеянно решила, что вылепит его по книгам. Села, начала лепить и…. поняла, что надо идти в Нерпинарий.
С тех пор ею вылеплен не один десяток «нерпочек». Вот и сейчас Татьяна трудиться над образами нерп в рамках большого заказа на байкальскую тему. Кстати, нужно отдать должное мастерице, среди множества созданных сувениров есть фигурки, посвященные народам нашего региона: маленькие человечки в бурятских и семейских костюмах прекрасно дополняют коллекцию её персонажей.
Свои композиции мастерица лепит из теста, приготовленного по общеизвестному рецепту: пополам соли и муки, половина воды. В большие фигуры Татьяна вкладывает фольгу, тогда они по весу легче и сушатся быстрее. Работает мастерица поэтапно, и всегда начинает с проработки деталей.
За эти годы у Татьяны выработался свой стиль, со своим уклоном. Мастерица старается создавать что-то особенное, и, несмотря на то, что многие пытаются её отвлечь от любимых тем, остается им верна.
В заключение разговора, мы спросили Татьяну: «Кошки - ваша любимая тема, но почему в вашей коллекции до сих пор нет котов - сказочных персонажей? Таких как, «Кот в сапогах», коты из сказки о маленьком Муке, « Кот учёный», который «ходит по цепи кругом»?
Татьяна на секунду задумалась:«Да, и еще Киплинг! Помните, «Кот, который гулял, сам по себе»?! Надо подумать над этой идеей!».
Мы уверены, что тема "Кота из сказки" придется по душе и поклонникам творчества Татьяны Шарыповой. Вот уж где простор для фантазии!

Мы рассказали вам только о двух мастерицах, работающих с соленым тестом. На самом деле, в городе и области их намного больше. Сегодня тестопластике обучаются во многих школах ремесел, домах народного творчества, детских и творческих студиях.
Соленое тесто – материал теплый, пластичный, работать с ним - одно удовольствие. А тестопластика – отличный способ релаксации, хорошая альтернатива стандартным подаркам и прекрасная возможность украсить и «оживить» свой дом. Благо, мука и соль найдутся в нем всегда!

Автор Инга Ермолаева

Фотогалерея работ Ольги Зеленковой и Татьяны Шарыповой

Столы - трансформеры

Mauricio AffonsoСразу два дизайнера в разных станах независимо друг от друга представили в этом году необычную мебель- трансформер. Идеи витают в воздухе!

Маурисио Аффонсо (Mauricio Affonso), закончивший Королевский колледж искусств, недавно представил на выставке в Милане свой необычный проект - стол-трансформер, форму которого при желании легко изменить. Изготовлен он из 400 березовых реек и имеет складную основу: суперфункциональный и привлекальный дизайн позволили модели быть прекрасным подспорьем для встречи большой компании друзей, на время становясь "шведским столом", стать походным рабочим местом и наконец, превратиться в круглый стол переговоров.

Голландский дизайнер Роберт ван Эмбрискс (Robert van Embricqs) пошёл еще дальше: он создал восходящий стол. Из простой плоской поверхности конструкция превращается в стильную мебель. При необходимости его можно разобрать и поставить в укромном месте. Стол состоит из цельного массива дерева и выглядит весьма привлекательно.Robert van Embricqs

Ай да Мастер: