Сообщество мастеров | Ай да мастер

15 декабря 2017

Сообщество мастеров Ай да Мастер

Интересные статьи

"Антавианское плетение" Виктории Седых

 

biser sedyhvВчера в Областной юношеской библиотеке им.И.П.Уткина прошел интересный мастер-класс. Мастериц по бисероплетению в Иркутской области много: сколько работ мы видели на всевозможных ярмарках-выставках. У каждой из них свой стиль, свой подход, каждая работает в своей выбранной теме. Кто-то делает украшения, кому-то ближе декоративные деревья, а иным и этого не достаточно - они изобретают собственную технику/

Об этой мастерице мы ничего не знали до вчерашнего дня. Но имя Виктории Седых хорошо известно в узких кругах специалистов, поэтому её мастер-класс вызвал неподдельный интерес у жительниц города. Виктория - автор собственной техники бисероплетения, название которой дали имена самых близких ей людей: мужа Антона, мамы Татьяны и самой мастерицы. В итоге в Иркутске появилось «Антавианское» плетение. 

Бисером Виктория занимается давно, с 2007 года. Вскоре после того, как она поняла biser sedyh2структуру и систему бисероплетения, увлеченная поисками чего-то нового, девушка начала экспериментировать и с материалами и с техникой. Как и многие мастерицы начинала Виктория с чешского бисера. Но по её собственному признанию «чешский бисер, конечно хорош, но не настолько оригинален, как японский». В процессе поиска девушка заинтересовалась другим аспектом работы: как можно менять плетение и что получиться в результате таких изменений. Первые два года девушка меняла боковое плетение, ширину изделий, и всё больше увлекалась экспериментами. Но из-за нехватки времени мастерица не успевала всё записать и нарисовать. В итоге, в 2011 году Виктория сама для себя разработала математическую систему кодирования придуманного ею плетения, которая значительно помогала экономить время. В случае переписки с мастерицами ей было достаточно написать комбинацию кодов и не тратить время на схемы.

biser sedyh3Что же такое «Антавианское плетение", вот что говорит сама автор:

«Антавианское плетение - это плетение, создаваемое посредством одновременной работы двумя иголками. Берем ниточку и делим её на равные части. С одной стороны и с другой стороны будет иголочка. Мы нанизываем бисеринки и плетем сначала одну половинку, потом другую. И вот это плетение двумя иголочками создает сегмент, который отделяется от другого, посредством основных, больших бисеринок. Это плетение интересно тем, что один сегмент следуя за другим, очень легко принимает форму вашей руки, легко огибает любой объект. Поэтому его можно использовать при оплетении всего, что угодно. Что еще интересно? У нас есть верхняя и обратная сторона плетения.  С одной стороны плетение движется в одном направлении, а с обратной - в другом. Данное плетение можно использовать многопланово. В одном браслете - сразу два. Точно так же можно перевернуть сумочку для сотового телефона. Сегодня один орнамент, завтра – другой»

С 2009 года загадку «антавианского» плетения пытаются разгадать многие мастерицы. На своем первом мастер-классе Виктория открыла некоторые секреты. В 2012 году девушка выпустила диск с авторскими разработками. Эта электронная книга стала ответом на интересующие мастериц вопросы. Следует отметить, что Виктория нигде не училась бисероплетению, но как мы видим любознательная натура освоила не только азы. На мастер-классе девушка подробно рассказала о вариациях антавианского плетения, объяснила как читать коды и убедила всех присутствующих, что сложностей в работе с ним нет, разве что на первом этапе.

В 2012 году одна из работ Виктории Седых - изящная дамская сумочка завоевала III место на  конкурсе, организованном питерским сайтом Biserlife.ru. Эта награда стала тем более приятна, что сайт напрямую сотрудничает с японской компанией MIYUKI CO. LTD вот уже более 60 лет специализирующейся  на производстве бисера. Немаловажный факт: последние годы российские мастерицы уверенно заявляют о себе на международных конкурсах по бисероплетению. В прошлом году первые  места в самом престижном конкурсе Bead Dreams (США) взяли россиянки Гузель Бакеева и Ирина Руднева, впервые обошедшие прославленных японских мастериц. В июне 2013 года на Bead Dreams наша Алла Масленникова вновь заняла первое место. Нам остается только гордиться тем, что в нашем городе живут такие мастерицы, как Виктория Седых - первой иркутянкой, заявившей о себе на всероссийском конкурсе и автором книги по собственной методике бисероплетения. Пожелаем ей удачи и новых творческих замыслов!

sedyh viktoria22

 

 

 

 

 sedyh viktoria12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инга Ермолаева. Фоторепортаж автора

Фото Виктории Седых. 

String Art - сочетание несочетаемого!

Lyashenko ludmilaСегодня мы познакомим вас с необычной мастерицей. Людмила Ляшенко - единственная иркутянка, занимающаяся искусством String Art. 23-летняя мастерица стала известна в городе благодаря публикации и телерепортажу популярных иркутских СМИ.  Людмила встретилась с нами накануне своего первого мастер-класса.

Людмила, расскажите нашим читателям, что такое String Art? Откуда пришло к нам это искусство?

String Art - такое  нитяное искусство – разновидность изонити. Изонить - это вышивка на картоне, т.е. на твердой поверхности, а String Art – это переплетение ниток на гвоздиках. Пришло это искусство из Англии. Существуют две версии его происхождения: первая, что английские ткачи украшали так свои жилища, а вторая – женщина-математик, объясняла таким образом детям геометрию и математику. String Art - это не только красивые пересечения линий, но и расчет. Чтобы сделать чертеж для картины, нужно просчитать расстояние между гвоздиками, сколько нужно этих гвоздиков, чтобы одинаково все смотрелось. Т.е. это чертеж, это математика, это умелые руки, потому что все гвоздики нужно выставить и собрать. Нельзя сказать, что это Людмила Ляшенкоодностороннее творчество. Оно заключает в себе очень много умений и очень много знаний.

У вас склонность к точным наукам?

Нет. Для меня - это очень чуждо! В школе я была троечница по математике и геометрии. Я – гуманитарий с рождения. Но моя учительница математики была права, когда говорила, что математика мне пригодится и она действительно пригодилась. String Art – черчение, математика. Здесь нужен расчет.

Как вы пришли к этому увлечению? Давно занимаетесь String Art?

Занимаюсь я недавно. Но пришла к этому еще в школьном возрасте, когда ездила в «Артек». Я попала туда осенью, и кроме обычных школьных занятий, там были дополнительные занятия - кружки. И так получилось, что я пришла на занятия изонити. Заниматься мне нравилось, а потом я уехала и все забылось. И вот пару лет назад разговаривали с мужем, и я сказала, что когда-то вышивала изонитью. Муж - мой главный вдохновитель и помощник предложил вернуться к увлечению. Я купила нитки, картон и начала делать какие-то простенькие вещи. Но изонить - достаточно проста, там достаточно освоить основные способы заполнения и всё. Когда я всё это прошла, случайно увидела фотографию String Art - вышивку на гвоздиках.

Не помните автора, чьи это были работы?

9G HfS-4qdAНет, но мне это нереальным показалось. Я не помню, как назывался сайт. Но потом сколько не искала, о String Art очень мало написано. В интернете практически нет информации: какие гвозди, что, как, и все это приходилось делать методом «тыка». И все, что приходило в голову, приходилось пробовать, потому что не знаешь "как". Исходя из своих ошибок и проб – училась, что можно, а что нельзя делать. Только с прошлого года я решилась на большие картины.

Нити специальные покупаете?

Нет, это самые обычные швейные нитки, даже не шелковые. На первом месте у меня цвет, потому что первое впечатление производит цвет. А далее смотрю, если я хочу чтобы картина смотрелась дорого, беру металлизированные нитки. Видите, они смотрятся как шелковые, придают красивый блеск, глубину. А здесь использовались самые обычные нитки. Здесь мне был важен переход. Мне не принципиальна текстура, не принципиальна цена, мне важно как она будет смотреться, в общем.

Вашу первую картину можно посмотреть?

Самая первая канула в лету! Потому что я еще не знала технологию, и она получилась комом. Картина называлась «Лабиринт». Я взяла картон и закрепила по углам. Но картон материал такой своеобразный, если его не закрепить плотно, его начинает вести. И вот первую картину у меня повело, мне пришлось все снимать. К сожалению, не получилось выправить. Но для меня это был такой опыт! После я поняла, как именно нужно закреплять картон.

А сейчас Вы какую основу используете?

Это сэндвич-панель, достаточно лёгкая и в тоже время плотная. Это вспененный материал, в котором плотно сидит гвоздик, не шатается. Здесь я могуlyashenko23 дозировать глубину погружения гвоздика. Видите, я легко его вручную вставляю.

Людмила, вы говорите, что в интернете практически нет информации, каким же образом вы развиваете свое искусство?

Основные вопросы у меня были по материалу: какие гвозди использовать, как их вбивать. По технологии String Art похож на изонить, поэтому в принципе у меня проблем не возникало. А по рисункам? В чем вся прелесть String Art: вот видите круг из гвоздей, вариантов как заполнить этот круг - не пересчитать. Здесь всё зависит от личной фантазии!

Я обратила внимание, что картины, в основном, большие.

Почему я делаю большие? Потому что на маленьких не смотрится – целостно, на маленькой картине это смотрится кучей ниток. В чем тонкость String Art: когда ты подходишь близко - ты видишь нитки, когда смотришь издалека - вырисовывается структура, концепция. Здесь на маленьких форматах такого нет: хоть близко, хоть далеко. Поэтому я стараюсь делать большие картины, чтобы двойственность эта играла.

 cI yXMAdxIСколько времени уходит на создание одной картины?

Дня 4-5. Начинается все с простого: приклеиваю картон, сверху я закрепляю чертеж, шилом наношу отверстия, куда потом под прямым углом будут вставляться гвоздики.

Т.е. Вы не просто гвоздики вбиваете, вы готовите своеобразные лунки для этих гвоздиков? Трудоемкая работа!

Да, достаточно трудоемкая и монотонная. У меня во всех картинах расстояние между гвоздиками - 0,5 см. Здесь важно терпение и концентрация внимания. Поэтому когда я занимаюсь, я полностью ухожу от внешнего мира. Абсолютная пустота в голове. А далее начинается процесс заполнения. Полет фантазии не ограничен! Но если с логотипами я знаю, что получиться в результате, то здесь, мне очень сложно угадать, что будет в конце. 

Т.е. ошибки чреваты? После некоторых просто хотелось все бросить. Бывает - нитки запутываются, режутся от шляпки гвоздков. Стоит пропустить один гвоздик и все весь круг приходиться снимать.

Но Вы продолжаете работать!

Здесь все зависит только от тебя! Как дальше ты пойдешь, куда ты нитку поведешь и туда всё и пойдет. Это момент волшебства какого-то. Меня поймутПервая уличная работа Людмилы Ляшенко дизайнеры, мастера. Когда ты создаешь, видишь, как за твоей рукой это все тянется и возникают какие-то образы. И момент истинного наслаждения, когда доводишь работу до конца, видишь конечный результат, и он тебя устраивает!

Результат, который вас устраивает! Вы часто говорите об этом!

Очень часто бывает, я работу закончу и что-то не то. Где-то торчит ниточка, и я начинаю ковырять, мне надо доделать. Мне очень сложно остановиться, я все-таки учусь. Важно остановиться в нужный момент. Потому, что можно всё испортить…

Да, Вы – перфекционист! Ну, что ж результат на лицо! Вы упомянули о логотипах, расскажите об этом направлении?

Это новое направление, которое я сейчас развиваю - создание логотипов для иркутских компаний. Некоторые из них вы видели – это IRK.ru, РЕН ТВ. Мои логотипы украшают Центр молекулярной диагностики и ИркутскЭнерго. Сейчас я renTVзаканчиваю логотип HONDA, для иркутского филиала.

Единомышленники у Вас есть?

Да, единомышленников много! У нас это движение не очень распространено, в основном за границей, в Англии. Там целые группы выезжают на оформление опен-эйров. Т.е. люди выезжают на открытую местность и оформляют фракталы, какие-то объемные конструкции. На самом деле String Art – это не только картины, это очень много разновидностей, в том числе и в оформлении интерьеров. Есть направление флюродизайна, когда конструкции делают из святящихся ниток. Они святятся в темноте.

Вы уже делали что- то подобное?

Нет, у меня другие нитки – светонакапливающие, они самостоятельно светятся вsrting art темноте, без дополнительных источников. Они очень дорогие, поэтому я их использую не как основные, а как дополнительные. Но я планирую сделать отдельную линию. У меня будут логотипы и линия ультрафиолета, которую буду встраивать сразу в конструкции.

Вы не планируете организовать выставку ваших картин? Обращались ли Вы в галереи с подобным предложением?

Я обращалась в галерею на Карла Маркса, но мне сказали, что нужно не менее 30 работ. Но столько свободного времени у меня не было. Довольно долго мои картины раздавались безвозмездно близким, друзьям, друзьям друзей. Крупных работ у меня было к тому времени около 20. Выставка - это очень серьезно, ответственно. Мне нужно, чтобы все было идеально, нужно все продумать, нужно время, чтобы подготовиться к этому событию!

Если бы Вам предложили передать философию String Art в двух словах, чтобы Вы сказали?

На мой взгляд, это сочетание несочетаемого: с одной стороны гвозди – жесткость, твердость, непоколебимость и нитки – настолько непослушный, вольный материал. Сочетание абсолютно разных, казалось бы, стихий создаёт единый и в то же время двойственный образ. Издалека – это красивая картина, а вблизи - пересечение линий. 

Людмила, спасибо Вам за интервью. Новых идей Вам и реализации всех проектов. Надеюсь, в скором времени мы увидим вашу персональную выставку в Иркутске.

string art4

 

Беседу вела Инга Ермолаева 

Фото Людмилы Ляшенко

 

 

XXI Бажовский фестиваль

bajovkaСегодня, 21 июня на территории одного из южноуральских санаториев открывается XXI Бажовский фестиваль. Ярмарка народного творчества продлится три дня и завершится 23 июня. Фестиваль впервые был проведен в Челябинской области в 1993 году. Назван он в честь уральского писателя Павла Петровича Бажова, автора сказок "Каменный цветок", "Хозяйка Медной горы", "Серебряное копытце"  и других. В своих произведениях Бажов рассказывал о жизни горнорабочих и повериях жителей уральских поселков.

На Бажовский фестиваль съезжаются мастера со всего Урала и других регионов. Практически всё здесь - ручной работы: текстильные куклы, корзины из бересты, старинные Bagov festсвистульки, различные декоратив-ные изделия из глины, сувенирная продукция из стекла, горшки для жарки мяса, художественная ковка, украшения из камней, картины. Народная фантазия очень богата, руки у наших людей всегда были золотые!

Для участников и гостей будут работать сразу 7 фестивальных площадок. Программа "Бажовки" включает в себя театрализованные программы с представлением героев бажовских сказов, фольклорные игровые программы, демонстрацию работ мастерских по декоративно-прикладному творчеству, вернисаж художников и другие мероприятия.

Серебряное копытцеОжидается, что в фестивале примут участие более 200 творческих коллективов, около 2000 человек. Более 300 мастеров продемонстрируют свои произведения и проведут мастер-классы.

На Малахитовой, Агатовой, Изумрудной, Яшмовой сценах выступят хоры и ансамбли народной песни. Впервые в рамках фестиваля пройдет конкурс на современное прочтение традиционной народной музыкальной культуры "Этно-стайл". Гостем фестиваля станет московская группа "Иван Купала". Для детей будет работать детская творческая площадка "Бажовские внучата". Самодеятельных поэтов и композиторов соберет литературная гостиная, которую несколько лет возглавляет уральский поэт Николай Година.

Бажовский фестиваль пройдет в 21-й раз. С 2011 года Бажовский фестиваль имеет статус Всероссийского и включен в федеральную целевую программу "Культура России".

Фоторепортаж, собранный по крупицам в Интернете, лишь сотая доля того, что можно увидеть на Бажовском фестивале. Прекрасный замысел, отличная идея, достойная воплощения не только на Урале, но и у нас в Восточной Сибири. Ведь земля наша сибирская богата талантливыми людьми!  

По материалам сайта Российской газеты 

Источники: http://tanush.livejournal.com/215811.html
http://kyshtyminfo.ru/photo/bazhovskij_festival_2012/25
http://www.sdelanounas.ru/blogs/5712/
http://xn--12-bmce4b.xn--p1ai/index.php?name=Photos&album=bazhovskijj-festival-2012&page=1
http://mkrf.ru/press-tsentr/novosti/region/detail.php?id=93275&sphrase_id=713756&print=Y
http://publicpost.ru/blog/id/12314/

 

 

 

Самородок Самарской губернии

 

Григорий Журавлев с братом АфанасиемЭту историю я услышала в Самаре, где волею судеб провела несколько июньских дней. Старинный город, красивейшая река - Волга, добродушные, открытые люди. Но самые яркие впечатления остались после посещения Иверского Женского монастыря и Храма в честь Покрова Божьей Матери. Архитектура второй половины 19 века переплетается здесь с росписью 20 века: первоначальные фрески не сохранились. Именно с росписью одного из храмов Самарской губернии связана история удивительного человека и иконописца - Григория Журавлева.

"Вокруг нас всегда были и есть люди, способные не сломиться перед несчастьем. Они находят в себе силы деятельно служить обществу. Судьба Григория Журавлёва - человека верующего и с чистой душой - яркий тому пример. Рождённый со страшным недугом, но имевший глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Узнав о таком человеке, хочется рассказать о нём, чтобы помочь кому-то вернуться к созидательному труду, кого-то вывести из состояния отчаяния и безнадёжности, а кому-то обрести веру, утраченную по разным причинам.

В 1858 году в селе Утевка Самарской губернии родился ребенок без рук и без ног. Одно туловище да голова. Все гладко, вроде как яйцо. В это время в избу пришел отец дьякон, к которому и обратились сродники:

- Как же это могло случиться?

- М-да, православные, вопрос этот сложный. Видно, Господь усмотрел в этом младенце великого человека. Может Предполагаемая Икона Григория Журавлевабыть, он назначен Господом быть генералом, а, может быть, и архиереем. А дьявол по злому умыслу взял, да ручки и ножки-то отнял у младенца. Впрочем, может быть, я ошибаюсь, так простите меня Христа ради.

На восьмой день младенца принесли в церковь:

- Крещается раб Божий Григорий. Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь.

- И, что это за ребенок такой, один только рот, - ворчал восприемник, принимая окрещенного Гришу в сухие пеленки.

Батюшка, укоризненно посмотрев на восприемника, сказал: 

- Мы еще не знаем, какой Божий промысел об этом ребенке. А что касается рта, то этим ртом он может сотворить еще большие дела. Ведь рот служит не только для вкушения яств, но сказано в Писании: «В начале было Слово». Погоди, он тебя еще кормить будет. Что человеку невозможно, то Богу возможно, - сказал священник, приступая к ребенку со святым миром...”

Икона Григория ЖуравлеваСпособность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах. Когда мальчик подрос, его послали учиться в Самарскую мужскую гимназию. Помогал ему во всем брат Афанасий. Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую. Когда Гриша оказывался в мастерской, он был просто сам не свой. Вдыхая запах олифы, скипидара и лаков, он испытывал радостное праздничное чувство. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему мастерству тонкой иконной живописи, с самого начала, с азов. Трудно это было поначалу, ой как трудно. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Но зато успехи были налицо: рисунок на иконе выходил твердый, правильный. Иной так рукой не сделает, как Гриша зубами. Начинал он с простых икон, где была одна фигура святого, но потом понемногу перешел к более сложной иконографии.

В двадцать два года Григорий закончил Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образыТроицкая церковь с.Утевка расходились нарасхват. Мало того, что иконы были хороши и благодатны, но особенно в народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные. К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Проект церкви вызвал у Григория Журавлева какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам (ещё один талант самородка) и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него «подмостках». Страшно тяжело было расписывать купол храма. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Сидя после работы за столом он не мог есть от боли во рту.

Св. Александр Невский. Икона Г.ЖуравлеваНесколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию. Были у Григория Журавлёва и другие ответственные заказы. В 1892 г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя. Покровителем Самары считался святитель Алексий. Написать икону небесного покровителя губернатор А. Свербеев поручил Григорию Журавлеву, выразив, таким образом, признание таланта иконописца. (Дальнейшая судьба самарского храма Христа Спасителя печальна: он был взорван в советские времена).

Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в столицу и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в Петербурге три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.

Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далёких окраин России. В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.

В 1916 году, когда шла тяжёлая кровопролитная война с Германией, Григорий заскучал, стал часто болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. А через три года так и случилось, но Григорий этого не видел, потому что уже лежал в могиле. Он умер в конце 1916 года, перед самой революцией. Похоронили его в церковной ограде Утевского Троицкого храма.

В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Сергиевом Посаде, бережно хранится одна из икон кисти Григория Журавлёва под названием «Святой Лев - папа римский». Она являяется образцом одной из иконописных школ XIX века. 

О чуде-иконописце сняли замечательный документальный фильм. Жаль только, что в титрах не указаны его авторы, которым хочется сказать огромное спасибо.

Посмотрите этот фильм, в финале его звучит удивительная песня Светланы Копыловой, которая однажды услышала историю Григория Журавлева  и проникшись ею, написала замечательные строки. 

Фото открытых СМИ, материал и фильм фонда "Филантроп" 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Лукоморье-2013"

Работа Р.Карелова и Е.МишаринаВот и завершился III Международный фестиваль деревянной скульптуры «Лукоморье-2013». Фестиваль удался на славу! Новый прилив сил почувствовал в этом году Савватеевский конкурс. 12 старожилов и 21 новобранец, как сказочные богатыри, дружно сражались с «нелетной» погодой, выпадающими осадками в виде мокрого снега, сжатыми сроками и собственной усталостью. И надо отдать им должное - мастера потрудились от души! Итогом третьего фестиваля стало появление двадцати скульптур и оригинальных композиций. Чтобы их обойти, внимательно рассмотреть, и поговорить со скульпторами-резчиками нам понадобилось более 5 часов.

Огромное спасибо Ивану Зуеву, старейшему участнику и неоднократному призеру фестиваля, за помощь в создании этого репортажа. Без него мы бы не успели даже понять, кто есть кто на фестивальной площадке. Иван успевал не только ставить оценки работам коллег в «Конкурсе капитанов», но и под большим секретом, ведь все работы были не подписаны, сообщал имя автора очередной скульптурной композиции. А если на горизонте появлялся кто-то из скульпторов-«новичков» фестиваля Зуев тут же их представлял.

Символичным стал тот факт, что первого на площадке мы встретили хабаровского скульптора ВадимаВадим Полин Полина. Именно с его подачи, создавшего два года назад огромную скульптуру муравья, темой фестиваля в этом году стали гигантские насекомые. Уставший и сосредоточенный Вадим просил его не отвлекать, время поджимало, а он еще не успел составить свой рейтинг лучших скульптур, как того требовал «Конкурс капитанов». Напомним, в «Конкурсе капитанов» участники фестиваля сами выбирают лучшего скульптора или команду скульпторов, оценивая работы коллег наравне с жюри.

Уставшими выглядели и победители прошлогоднего конкурса барнаульцы Максим Красулин и Сергей Афанасьев. Ребята просто вались с ног от усталости, сказывалась бессонная ночь, проведенная в напряженной работе. Тем не менее, скульпторы отметили, что фестиваль в этом году получился очень сильным - приехало много интересных мастеров. И даже погода не помешала общему творческому запалу.

Евгений Зряшнов и Сергей Кузьмин Резчик-педагог Евгений Зряшнов из Павлова Посада приехал на фестиваль со своим учеником, а сегодня молодым коллегой - Сергеем Кузьминым. О конкурсе они узнали от своего руководителя, директора школы для детей с ограниченными возможностями. Школа находится при санатории в Истре: ребята приезжают сюда лечиться. Поэтому обучение резьбе по дереву проходит в зависимости от их пребывания в санатории – одну или две учебные четверти. Сегодня у Евгения и Сергея есть собственная программа обучения таких ребят. Для каждого ученика они находят свой подход и свой инструмент. То, что можно дать в руки одному, категорически запрещается другому. Чтобы понять, к чему у ребенка больше склонность, какие его способности можно развить, нужны 2-3 занятия, рассказывает Сергей. Вместе резчики разработали ряд специальных приспособлений, которые они устанавливают на коляски детей с ДЦП. На мой вопрос, как они встали на эту стезю, скульпторы скромно ответили: привезли заказ, да так и остались.

Светлозар ЛиссичковВремя шло, на площадке появился болгарин Светлозар Лиссичков, впервые участвующий в фестивале. Его поездка сопровождалась многочисленными препонами. Три раза ему отказывали в визе, но он добился своего. На фестивале Светлозар отметил свой 53-й год рождения. В подарок, о мастере из Софии сняли 1,5-минутный анимационный фильм. Опытный резчик поразил коллег своими инструментами: чего только не было в его рабочей сумке. Различные виды насадок и оригинальных приспособлений вызвали восхищение его украинского скульптора Вячеслава Барышникова.

Вячеслав - призер многих фестивалей, мастер по работе с самыми необычными материалами. В его копилке скульптуры из шоколада, соляной глыбы,Вячеслав Барышников марципана (смеси сахарной пудры и миндальной муки). А однажды, на фестивале «Пермское море», в руках украинского резчика оказался кусок сильвинита, из которого он высек величественный образ "Предков". О «Лукоморье» Вячеслав узнал от хабаровских коллег Вадима Полина и Ивана Локтюхина. Четверо суток добирался к нам скульптор, приехал позже всех, но быстро втянулся в работу и создал, на наш взгляд, замечательную скульптуру. Его «Жук Юрского периода» чем-то напоминает динозавра. Улыбчивый и скромный Вячеслав выглядел в этот день умиротворенным: в Савватевском лесу он собирал багульник для супруги.

Братья Владимир и Юрий Ласковы (Кострома)Молодые резчики из Костромы - братья Владимир и Юрий Ласковы приехали в Савватеевку по совету отца - набираться опыта. На вопрос о династии Ласковых, старший из братьев, Юрий нас поправил, о династии говорить пока рано: отец - Алексей Ласков, единственный из старшего поколения, кто занимается резьбой по дереву. Сам Юрий не только резчик по дереву, но и обладатель редкой профессии - специалист по «художественному проектированию ювелирных изделий». В последнее время резчик серьезно увлекся холодным оружием и даже написал диссертацию «Дамасская и булатная сталь». Владимир Ласков  – студент 3 курса, учиться в Суздале, по специальности «Реставратор музейного металла». Любит скульптуру в любом её проявлении. «Лукоморье» для братьев - первый крупный фестиваль. Костромичи отметили высокий уровень фестиваля, чуткое отношение организаторов к мастерам и их «ежеминутную, ежесекундную помощь». По словам Юрия, каждый мастер мечтает попасть на фестиваль подобного масштаба.

Впервые на «Лукоморье» приехали иркутский резчик Евгений Мирский и его ученица Наталья Титова. На поездке настояла Наталья. Трудно пришлось иркутянам без необходимых навыков и нужного инструмента. Монтаж скульптуры требовал помощи: хорошо, что на фестивале оказался еще один ученик Евгения – Максим Кудрявцев из савватеевской команды, который помог своему учителю.  Максим Кудрявцев и его напарник Денис Павленко  - родом из Савватеевки. 9 лет они занимаются резьбой: создают беседки, предметы интерьера. Свою композицию ребята продумали до мелочей, даже выкопали яму, изображая убежище «Медведки».

Пробегающих мимо челябинцев окликнул Иван: Денис Маханов и Антон Меньшиков оценивали работы других. Этот дуэт стал открытием фестиваля. ИхАнтон Меньшиков и Денис Маханов (Челябинск) работу признали лучшей не только жюри, но и сами мастера. Впервые на фестивале «Лукоморье» молодые резчики попытались соединить дерево и металл. Свои «Качели судьбы» Денис и Антон сделали легкими и изящными, как паутинка.

Евгений Мишарин и Руслан Карелов. Фото А.ЯковлевойБыла на конкурсе и смешанная команда. Старожил фестиваля Руслан Карелов не первый раз выступает в команде с братом. В 2011 году, на первом фестивале «Лукоморье» его напарником был родной брат Владислав. Тогда они заняли 2 место, разделив его с Иваном Зуевым. Нынче Руслан пригласил из Забайкальского края двоюродного брата – Евгения Мишарина. По профессии Евгений – железнодорожник, машинист тепловоза. Он давно увлекается резьбой и был уверен в своих силах. Уверенность одного и мастерство другого стали залогом победы: в итоге II место на фестивале.

На фоне скульптурной композиции Ивана Зуева "Любовь к музыке" фотографировалась девушка. ОнаЗуев Иван (Тельма).Фото И.Ермолаевой перебирала струны огромной скрипки. И тут скульптор открыл свой секрет: впервые он взялся за «женскую тему». «Сколопендра хочет играть на скрипке всеми своими лапками, а струны всего четыре. Вот она и носится по кругу, пытаясь добиться своего. Тебе это ничего не напоминает?» – хитро спросил Иван. И тут же объяснил: «Так и вы, женщины, часто сами не знаете, что хотите, и бегаете по заколдованному кругу». Философский подтекст скульптуры и мастерство тельминского резчика, который два года подряд занимает второе место на конкурсе, по достоинству оценило жюри: в этом году Иван Зуев стал победителем «Лукоморья -2013».

Не со всеми резчиками мы успели поговорить. Трудно было физически охватить всех: так много участников приехало на фестиваль. Даже со старожилами, которых мы знаем 3 года, здоровались на бегу. Скульпторов из Екатеринбурга, приехавших на фестиваль двумя командами - молодой и более опытной, только сфотографировали. А иркутских резчиков - "новичков" супругов Алексея и Наталью Власенко не застали вовсе: они уехали сразу после награждения, собрав несколько призов за своего "Муравья-мечтателя"

Конкурс в этом году стал международным, аналогов его нет ни в Сибири, ни в России,в целом.  Его организатор Иван Иванович Бутенко третий год подряд делает всё возможное для того, чтобы фестиваль стал брендом нашей области. Но ему нужно содействие не только Администрации Ангарского района, но и серьёзная поддержка Губернатора и Правительства Иркутской области.

Инга Ермолаева. Фото автора и Анны Яковлевой

Фоторепортаж с фестиваля

 

 

Ай да Мастер: