Сообщество мастеров | Ай да мастер

15 декабря 2017

Сообщество мастеров Ай да Мастер

Статьи о рукоделии

Дмитрий Кизимов. С благодарностью от живущих

Дмитрий Кизимов (слева) и Владимир АлмановВ 2013 году Богородской фабрике художественной резьбы и открытому при ней училищу исполняется 100 лет. Мы попытались связаться с богородскими резчиками - Дмитрием Кизимовым и Владимиром Алмановым, которые приезжали к нам на Всероссийский фестиваль деревянной скульптуры «Лукоморье - 2011». И узнали печальную новость - осенью прошлого года Дмитрий Кизимов умер.

Сегодня мы хотим вспомнить этого удивительно скромного человека и потрясающего мастера словами его коллег и учеников. Эта статья была опубликована на сайте http://bogorodskoe-hpy.narod.ru/ 

"Мы вспоминаем о лучших представителях профессии резчика, о достойнейших хранителях традиций богородской пластики. Как жаль, что уходят из жизни настоящие мастера и настоящие учителя. Осенью прошлого года, 23 сентября, мы простились с замечательным человеком, настоящим профессионалом, преподавателем от Бога – Дмитрием Мамедовичем Кизимовым. 

К сожалению, он не дожил до своего 50-летия и 25-летнего юбилея преподавания в Богородском филиале ВШНИ. В далёком 1979 году Дмитрий Мамедович сам ещё совсем мальчишкой приехал в Богородскую профтехшколу и навсегда прикипел к промыслу. В 1982 году он окончил школу по специальности «Резчик по дереву» и работал на Богородской фабрике. 

altС 1990 года начал работать в Богородском художественно-промышленном училище преподавателем исполнительского мастерства.  Многие студенты считали его не просто мастером - вторым отцом, а коллеги – душой коллектива! Дмитрий Мамедович был тем самым наставником, от которого, как в далёком прошлом, от отца к сыну передавалось мастерство богородской резьбы. Он не просто учил резать, но вкладывал частичку своей души в каждого своего ученика. 

В 2011 году впервые участвовал в Международном пленэре скульпторов в литовском городе Радвилишкис. Вместе с литовскими, латвийскими и польскими резчиками  он создал  Аллею рыцарей. Эта поездка положила начало активному участию богородских резчиков в скульптурных пленэрах по всей России. После нее приглашения принять участие в различных конкурсах поступают постоянно.

altВ этом же году Дмитрий Мамедович Кизимов и Владимир Николаевич Алманов получили Диплом за 1 место во всероссийском фестивале деревянной скульптуры «Лукоморье - 2011». Больше половины участников "Лукоморья" - победители различных конкурсов скульптуры, лучшие российские мастера резьбы, и все они единогласно согласились с тем, что техника богородской резьбы уникальна, что наша школа резьбы - сильнейшая в своем роде. 

По ходу фестиваля обменивались опытом. Советов резчики не жалели. Дмитрию Мамедовичу на закрытии вручили грамоту "За активную помощь своим соперникам", потому что он не отказывался подсказать, как сделать, чтобы вышло ярче, живее, интереснее. Даже на конкурсе он оставался настоящим педагогом. Низкий поклон ему от благодарных учеников".

Наталья Пенушкина 

Пресс-Центр Богородского художественного училища

Фото Инги Ермолаевой

Россия жива через мастера!

Иркутские мастера6 марта 2013 года в Москве открывается XIV выставка-ярмарка  "ЛАДЬЯ. Весенняя фантазия". Грядущее событие - замечательный повод вспомнить о предыдущем фестивале "ЛАДЬЯ. Зимняя сказка", в котором впервые приняла участие большая делегация народных мастеров Иркутской области.

Напомним, Фестиваль "ЛАДЬЯ" проводится с 2001 года по инициативе Ассоциации «Народные художественные промыслы России»

Справка. Ассоциация «Народные художественные промыслы России» была создана в 1990 году. В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций и промыслов, расположенных в 64 регионах России. Среди них всемирно известные центры народного искусства, выпускающие изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор, ростовскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские ювелирные украшения, холмогорскую и тобольскую резную кость, жостовские и нижнетагильские расписные подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокское золотное шитье, кисловодский фарфор, оружие златоустовских и тульских мастеров. Бессменным руководителем Ассоциации является Геннадий Александрович Дрожжин

Кроме выставки "ЛАДЬЯ", Ассоциация ежегодно проводит Фестиваль народных художников и мастеров России "Жар-Птица" и Выставку-смотр «Молодые дарования». С 2011 года выставка проводится два раза в год – в марте и декабре. 

Два месяца назад, в начале декабря 2012 года на XIII выставку-ярмарку "ЛАДЬЯ.Зимняя сказка" приехали двенадцать наших мастеров. Рассказать об их участии в фестивале мы попросили Лидию Михайловну Мельникову, Слева направо: Ольга Большакова, Андрей Голендеев, Лидия Мельникова (Союз мастеров Прибайкалья)Председателя "Союза народных мастеров Прибайкалья", одну из организаторов поездки и куратора выставочного павильона Иркутской области.

Лидия Михайловна, поздравляем Вас с почином! Это первое участие наших мастеров в выставке такого масштаба? 

Спасибо за поздравление! Да, таким большим составом - первое. На выставку поехало 12 народных мастеров из Иркутска и Усть-Илимска.

Иркутскую область на XIII выставке-ярмарке "ЛАДЬЯ" представляли мастера:

- из «Союза народных мастеров Прибайкалья» - Большакова Ольга Набиулловна, Голендеев Андрей Николаевич, Ирбулатов Виктор Биктимирович, Мельникова Лидия Михайловна;

- из «Ассоциации мастеров народного творчества и художественных ремесел «Оникс» Верхотурова Вера Ивановна, Ивановы Нина Николаевна и Александр Васильевич.

- из «Школы ремесел» (г. Усть-Илимск) - Мильков Николай Федорович и Михеенкова Елена Николаевна, методист Кононенко Галина Владиславовна.

- из Творческой мастерской «Берестень» (г. Иркутск ) - Моралевы Михаил Николаевич и Светлана Васильевна.

Конечно, фестиваль произвел впечатление чего-то очень масштабного. Открытие было проведено на высоком правительственном уровне. Выставку посетили Светлана Медведева, Иосиф Кобзон, члены Правительства. Было два огромных этажа в седьмом павильоне «Экспоцентра». В 2012 году участников приехало намного больше и им выделили этот павильон. На двух этажах – 6 залов. В рамках "Ладьи" проводились научно-практическая конференция, мастер-классы, выступления фольклорных коллективов, встречи с известными артистами. Александр Филипенко выступал.

Сколько участников было? Из каких регионов?

Супруги Моролевы (Сколько конкретно участников - очень сложно было понять. За 4 дня мы не смогли обойти всё. Это невозможно было. Мы ходили, ходили, и каждый раз что-то новое открывали для себя. И сейчас открывая папки с фото, удивляемся - я этого не видел. Чем интересна ярмарка "Зимняя сказка": люди приходили в канун Новогодних праздников, приобретали подарки - оригинальные, эксклюзивные, потому что и москвичи устали от китайского товара. Люди искали что-то необычное. У нас была ситуация, когда, например, женщина шла очень уставшая, видно, что ей уже всё надоело, но увидев наши работы, её лицо просветлело и она заулыбалась. Я у неё спрашиваю, что в наших работах так её обрадовало. И она говорит: "Я каждый год сюда прихожу. И мне интересно увидеть что-то новое. А вы - настолько новое, настолько эксклюзивное, настолько  оригинальное!"  

Вы сказали москвичи увидели в ваших работах что-то необычное? Как вы думаете что именно?

Наши работы для них были интересны. С одной стороны, вроде как одно и тоже делаем, а смотрят береста - другая, дерево- другое, валяние - другое и т.д.. Мы отличаемся, что-то эксклюзивное находим, на байкальскую тематику. Думали, Байкал не будет интересен, а керамика байкальская ушла на "Ура". Андрей Голендеев привез нерпочек, омулька, бурятов наших. Виктора Ирбулатова, нашего замечательного резчика,  очень работы понравились. Хорошо отзывались о бересте супругов Моролевых, Веры Верхотуровой.

Керамисты из Иркутска запомнились байкальской тематикой, но усть-илимцы, я слышала, разрабатывают тематику шире - сибирскую?

Да, усть-илимская роспись по дереву произвела сильное впечатление. Лена Михеенкова только села расписывать досточку - у неё эту досточку из-под рук забрали. Выставили свои точеные елочки, чтобы показать: на следующий год хотели привезти. У них эти елочки выпросили. И туеса их расписные пользовались большим спросом. Усть-илимцы впервые участвовали в ярмарке. Нужно было оказать им поддержку, и мы выделили им самый большой из наших павильонов - 8 кв.м. Они ищут возможность выпуска сувенирной продукции. У них хорошая сырьевая база, собственные разработки, качественные кадры и очень хороший уровень. Елена Михеенкова, руководитель школы ремесел -слева направо: Елена Михеенкова, Вера Верхотурова, Нина Иванова
архитектор по образованию. Их школа привезла уникальную резьбу по дереву, которую представлял Николай Мильков.  Жалели, что мало привезли. Но на себе это тоже не повезешь. Груз, он же платный - дорого.

Т.е. вы с усть-илимцами в разных павильонах были?

Нет, у нас было 4 павильона, представляющих Иркутскую область. Выглядело это всё как улица, где вместо домов павильоны. Первый занимали усть-илимцы, второй мы - "Союз мастеров Прибайкалья", третий - супруги Моролевы, из мастерской "Берестень" и замыкающий - Ассоциация "Оникс". Мы специально выбрали такое расположение, чтобы павильоны были со стенами-перегородками, ведь место очень дорогое - 9000 р. за кв.метр.

Кто оплачивал поездку?

Это губернаторский проект! С губернаторской поддержкой Министерство культуры и архивов Иркутской области выделило 500 тыс. на всю поездку. Хотя нам "Ладья" и сделала скидку на все, что большая редкость.  Спасибо Вере Ивановне Кутищевой, Ирине Александровне Осиповой, Людмиле Григорьевне Ваховской и Ольге Николаевне Мяэкиви за поддержку и понимание.  Это так важно.

В плане мастерства чем запомнился фестиваль, чему он вас научил?

Александр Иванов (слева)Мастера сразу увидели качество других работ, других мастеров. Вечерами, когда мы приходили уставшие, но в то же время довольные, мы рассказывали друг другу кто куда ходил, к каким мастерам. Все конечно попытались найти места, куда обязательно нужно сходить - повысить свой профессионализм. И таких мест оказалось много. Очень обрадовались наши друзья - Виктор Ирбулатов и Николай Мильков, когда к нам, на выставку пришел  старейший и очень известный московский мастер-резчик. Народный мастер России. Они съездили к нему в мастерскую, увидели в каком маленьком помещении он работает, обучает учеников. И Николай Федорович порадовался за себя, что в Усть-Илимске у него есть возможность работать в просторной мастерской, учить детей. Они почувствовали, что не обделены, что есть такая хорошая поддержка руководства города Усть-Илимска. Было бы неплохо, если бы такие мастерские появились и в Иркутске, и в области. Мы посмотрели как знаменитые промыслы живут: у них государственная поддержка, у них мастерские, благодаря которым они не умирают. Качество работ мастеров-надомников совершенно другое, нежели в мастерских. Мастер не всегда владеет художественным чутьем, найти свой почерк, свою манеру исполнения порой очень трудно. В мастерских же его могут корректировать художники и дизайнеры. То есть – художественный совет. А это ему только на пользу.

Но насколько я понимаю вопрос не только в мастерских. В Иркутске нет даже специализированного магазина, где можно приобрести вашу продукцию. 

Вопросов много. Говорить об этом нужно отдельно и не только со мной. Мы ведь как на "Ладью" попали. В 2011 году  в Центр народного творчества было перенаправлено письмо от  Дрожжина, которое он написал нашему Губернатору. Геннадий Александрович спрашивал: "Почему иркутские мастера не приезжают на ярмарку?". Это по его инициативе началось движение! Я написала проект, Министерство культуры и архивов его поддержало и три наши народных мастера съездили на "Ладью". Тогда Иркутскую область представлял один павильон. Дрожжин за 13 лет объединил столько мастеров и такие промыслы. Он такую поддержку серьезную оказывает, на правительственном уровне. И конечно, спасибо ему за это.

 А мы о фестивале даже не знали, пока вы не поехали. В мастер-классах наши мастера участвовали?

Нет, для нас это тяжело, нужно с собой возить расходный материал. Все, кто  проводил  мастер-классы живут и работают рядом с Москвой. Им легче.

 Как вас встретили москвичи?

Москвичи очень любят "Ладью", как оказалось. Огромное количество народу. Я такого ни разу не видела, ни в Перми, когда мы ездили на ART-Пермь, ни на «Саянском кольце»,  ни в нашем Сибэкспоцентре. Хотя в Москве столько выставок проходит...С другой стороны ярмарка проходила в канун Нового года, Рождества. А эксклюзив всегда надо у народного мастера покупать. Еще очень важно было мнение людей, когда они говорили: "Ну надо же, а мы думали России – нет. По телевизору - сплошной негатив, а пришли сюда, вот она - Россия, Россия - жива!". Мне кажется это очень важно. Россия жива через мастера!  

Замечательно сказано, Лидия Михайловна! Из Сибири были еще участники?

Да, из Новосибирска, точно были. Про других не знаю  Люди сначала работы посмотрят, а потом голову поднимут и очень удивляются, что мы из Иркутска, что издалека приехали. Конечно, надо поднимать престиж Иркутской области. Должен быть бренд. Нас не запомнили поименно, но запомнили, что работы сделаны в Иркутской области, возле Байкала.

Т.е.  я правильно поняла, постоянные участники "Ладьи", в основном, приезжают из центральных и западных районовkirov России?

Да, там - это губернаторские проекты. Сами губернаторы бывают на открытии ярмарки. Кировская область, Московская, Рязанская, Воронежская и другие- эти области целыми улицами павильонов представлены.

Значит для иркутских мастеров ваша поездка - настоящий прорыв?

Не то слово! Главное, даже не то, что мы поехали, главное, лично для меня, что мы из разных команд и организаций, а поняли, что мы все - одна команда мастеров Иркутской области! До этого каждая организация тянула одеяло на себя. Насколько это верная позиция, не знаю. У меня давно было желание, чтобы нас в один котел бросили, чтобы мы все вместе переварились, передружились. Чтобы мы поняли, что мы все ничем друг от друга не отличаемся. У нас цели и задачи одни и все мы хотим одного - хорошо жить, хорошо творить и быть полезными Иркутской области.

Напомним, что в декабре 2012 года выставка-ярмарка "ЛАДЬЯ.Зимняя сказка" прошла в павильоне №7 ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР». Выставочные павильоны площадью 12000 кв.м посетило более 82 тысяч человек. На ярмарке свои изделия представили 1260 участников. Хочется надеяться, что "Ладья-2012" для наших мастеров - не последняя. Ведь «Зимняя сказка» продолжается!

 

Беседу вела Инга Ермолаева

 

Дмитрий Осипов. Необычное в обычном

mryb14В наши дни, в мире всё постоянно меняется, он наполняется новыми красками, а у нас рождается новое восприятие красоты и вкуса. Дизайнеры и художники, придумывая необычные проекты, порой вносят в искусство абсолютно новые идеи и понятия. На улицах городов можно увидеть перспективные изображения на асфальте, фигуры, расположенные на зданиях, комиксы на стенах различных построек и многое другое. Художники бросают вызов законам физики, нарушая стереотипы зрительного восприятия, пытаясь полностью перевернуть наше представление о реальном мире и пространстве.

Один из таких инновационных художников – Осипов Дмитрий Владимирович, создающий уникальные инсталляции. Дмитрий Осипов – молодой художник, член Иркутского отделения Союза художников России, лауреат выставки «Молодые художники России», проходившей в Центральном доме художника в Москве.
Современное искусство не стоит на месте: с быстрым техническим ростом и коммуникабельностью  mryb8быстро рождаются и подхватываются необычные идеи. Сегодня многие художники пытаются найти свой собственный стиль, свое направление, порой изобретая необычные техники. Идея создания скульптур - инсталляций из вторичного сырья не нова, она  витает в воздухе, и многие мастера из разных концов света уже практикуют ее, но, каждый это делает по-своему.
В наше время многие страны пропагандируют идею многократного использования некоторых продуктов, их вторичную и даже третичную переработку, идею экономии природных ресурсов. Так как все в мире тесно связано, идея воскрешения утилизированных, ненужных вещей и придания ей второй жизни вхожа и в мир искусства.
Художник создает забавных персонажей, животных, большие композиции из вторичного сырья, из непригодных вещей, которые поражают исполнением. Он собирает небольшие скульптуры из металлолома: ездит на своем грузовике по крупным свалкам, ищет старое железо и mryb2создает из него произведения искусства. Фигурки, которых делают из старых сломанных утюгов, фонариков, ножей, вилок, ложек, гвоздей, шестеренок, ламп и других неопознанных деталей, выражают разные эмоции и имеют разные характеры.
Нужно иметь общее представление, прежде чем создавать подобные скульптуры, чем автор и удивляет. В совершенно ненужных на первый взгляд деталях, «железяках» автор видит части своих будущих задумок, соединяя их путем сварки. Например, из кучи старых ржавых гвоздей автор делает гриву льву, из болтов – глаза, из ручек смесителей от газовых баллонов – букет цветов.
У каждого художника есть собственное видение окружающего, вместе с тем есть и своя манера выражения идеи. В работах Дмитрия прослеживается общая черта, все его работы чем-то схожи между собой, они имеют некие округлые формы, милы, симпатичны, и порой создается впечатление, что эти герои сошли со страниц детских книжек. Об этом нам говорит их масштаб: небольшой, но выбран правильно. Вряд ли бы эти персонажи воспринимались хорошо, будь они большего размера. Зритель может войти в их маленький мир. Автор не ставил перед собой цель приблизить образы к более реальным. При создании подобных скульптур преобладает некий юмор, игра. Герои Дмитрия похожи на железных роботов, оживших героев «Волшебника из страны ОЗ». Внешняя поверхность, фактура данных объектов шероховата, не отполирована, не окрашена, не доведена до состояния новизны, тем самым остаётся ощущение старины в новом. Автор будто намекает на то, что материалы эти еще не отжили своё, они еще пригодны.
Некоторые скульптуры объединены в композиции. Например, композиция «Юные натуралисты» изображает исследователей, mryb12занимающихся то ловлей бабочек, то сбором цветов. Интересна композиция рыцарей с любопытными собаками. Некоторые работы более функциональны, например, композиция «Цирк» является также парковым светильником. Таким образом, обычный фонарь может стать объектом искусства, но не в рамках концептуализма, а путем его стилизации, сделав интересной, «оживив», придав идею, или, скорее всего, произведение искусства может стать объектом бытового назначения. Все эти композиции были представлены художником на выставке, посвященной 80-летию союза художников России.
Сегодня многие художники преподносят свои работы определенным образом - на территории своего участка художник организовал "Ретро парк" со старыми автомобилями и скульптурами. Зритель может пройти и посмотреть всё на свежем воздухе, свободный от бремени стен и потолков, почувствовать себя причастным к искусству.

Искусство рядом, не обязательно посещать музеи и галереи, чтобы узреть необычные произведения. Работы Осипова можно охарактеризовать  как садово-парковую скульптуру, инсталляцию. Инсталляци я- самоценная символическая декорация, создаваемая в определенное время под определенным названием. Важно, что зритель не созерцает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри неё. Таковы идеи современного искусства, порой бросающие вызов традиционному.
Работы Осипова несут в себе дух времени - механизацию настоящего. Сколько мы успели использовать и выбросить старых механизмов, машин. Это и идея вторичного сырья, его правильного, рационального использования, возможность выхода искусства в окружающий нас мир. Возможно, все это и преподносится как некая игра, шутка, но все же, в каждой работе художника есть мысль, которую, возможно, автор еще не полностью осмыслил. Таким образом, современное искусство не стоит на месте, оно развивается и открывает новые идеи и возможности.

Соелма Лубсанова

Фото Марка Рыбака

Роза Халтуева. Все дороги на Байкале сводятся к «Восточному пространству»!

Роза Халтуева11 февраля 2013 года в Иркутской области будут отмечать Сагаалган – Белый месяц - Новый год по лунному календарю. В рамках празднования Белого месяца с 6-го по 25-е февраля в Музее «Усадьба Сукачева» открывается передвижная выставка «Восточное пространство». Экспозиция существует четвертый год и уже сникала себе славу арт-площадки, объединяющей творческие силы коренных народов Прибайкалья.

Автором идеи её создания стала энергичная и обаятельная женщина, вдохновитель и организатор целого ряда проектов, среди которых Международный фестиваль этнического костюма «Подиум ЭТНО», Заведующая отделом по инновационной и информационной деятельности ИОГБУК «Центр культуры коренных народов Прибайкалья» Роза Михайловна Халтуева.

Человек неравнодушный, остро переживающий за будущее родной земли, за молодое поколение, она вместе со своей единомышленницей Элеонорой Кез и творческой группой в 2009 году издала журнал «Восточное пространство», с единственной целью – привлечь молодежь к своим истокам. На, состоявшемся в Улан-Баторе, Международном фестивале бурятской культуры «Алтаргана -2010», новый журнал был отмечен как «очень современный, интересный, новаторский проект». Но издание журнала оказалось делом хлопотным и финансово трудным, и вскоре «новаторский проект» обрел другие формы.

Халтуева предложила нескольким молодым художникам - Юрию Ермолаеву, Владиславу Урбаханову, Александру Имедееву и Екатерине Сусловой объединиться вокруг новой экспозиции, наглядно знакомящей посетителей с искусством и культурой прибайкальских народов. Главная задача осталась та podium etnoже - поддержать молодых, талантливых людей.

Проект «Восточное пространство» поддержало Министерство культуры и архивов Иркутской области, деятели искусства, представители бизнеса - в первую очередь - галерист Диана Салацкая. Когда три года назад открывали первую экспозицию, Роза Михайловна не ожидала, что выставка получит такой резонанс: «Многих молодых художников открыли для себя!»

Сегодня «Восточное пространство» не только стартовая площадка для молодых художников и скульпторов, в его рамках проводят мастер-классы по традиционному искусству коренных народов, организуют концерты самодеятельных коллективов, летом на Ольхоне работает одноименная экспозиция.

Среди тех, кто по достоинству оценил работы прибайкальских художников, был Евгений Ефимович Березиков, известный художник и писатель. Он и не подозревал, что на Байкале есть такие художники, что можно так, через картины, показать уважение к своим корням.

В «Книге отзывов» ольхонской части проекта есть запись школьников из Ижевска, Роза Михайловна помнит её до сих пор: «Добрая земля, проникновенные картины!».

Халтуева отмечает, что гостям города и региона интересна культура коренных народов, но чтобы сохранить и развить её, нужно много работать, причем в нескольких направлениях. Все проекты Розы Михайловны, так или иначе, связаны с возрождением и сохранением народных традиций, преемственностью поколений.

В её послужном списке авторский проект фестиваля-конкурса этнического костюма «Подиум Этно «Содружество», который уже приобрел статус международного. И здесь всё внимание молодежи – молодым и амбициозным модельерам, непрофессиональным манекенщицам, делающим первый шаг в модельной карьере, юным зрителям, впервые увидевшим этнические костюмы, выполненных в традициях разных народов мира.

Уже второй год проходит ещё один проект - Межрегиональный фестиваль песенного фольклора на Байкале. Любой фестиваль, по мнению Розы Михайловны, это связь поколений. Она убеждена, что традиционная культура всегда была элементом воспитания детей в семье, которое давало определенные навыки pesnyaобщения.

Кроме заботы о младшем поколении, ей небезразлична судьба Байкала, её тревожит, что происходит на Ольхоне.

«Ольхон не может выдерживать такое отношение. Это сакральное место, священное! Посмотрите, во что его превратили. Байкал - всемирное наследие! Взять, к примеру, Шаман-скалу. В последний раз мне плакать хотелось! Осквернили всё. Шаман-скала, одна из девяти святынь Азии, расположенная вблизи пос. Хужира, стала своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала: без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Наиболее почитаемым святым местом на Байкале была пещера в скале этого мыса Шаманка, которой приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. Раньше у бурят существовали многочисленными табу (сээр), которые продолжают сохраняться в некоторых местах до сих пор. Ступать на святые места мог только шаман. Нет у нас сегодня бережного и трепетного отношения не только к сакральным местам, но и к природе в целом» - очень эмоционально говорит Роза Михайловна.

«Все дороги на Байкале сводятся к «Восточному пространству!» - написал один из посетителей передвижной выставки.

Проекты Халтуевой актуальны, востребованы и требуют дальнейшего развития. В областном центре – Иркутске необходимо создать Музей коренных народов Прибайкалья и Национальный Выставочный центр. Но, без серьезной финансовой поддержки и внимания властных структур к этим проблемам, вопросы не решить.

Хочется верить – коренные народы Прибайкалья и мы вместе с ними сохраним самое ценное из культурного и духовного наследия наших предков.

Инга Ермолаева

"Березовый край" Александра Юркова

52159В центре Нижнего Новгорода в подвале старинного дома на Большой Покровской разместилась удивительная художественная галерея «Юрковка». Если вам придется побывать в Нижнем, не пожалейте времени, посетите это необычное место. Подобного вы не увидите больше нигде, а вспоминать будете еще долгие годы. Художник Александр Николаевич Юрков разместил здесь свои уникальные работы, выполненные в технике, которую он назвал «флорийской мозаикой».

Необычность его картин в том, что написаны они не кистью и красками, а кусочками засушенных листьев, травы, цветов. Картины именно «написаны», потому что мельчайшие разноцветные кусочки листьев подобраны так тщательно, что переходы между ними можно заметить только при внимательном рассмотрении. Любопытно наблюдать, как люди, впервые попавшие сюда, буквально утыкаются носами в картины, чтобы понять, как же такое возможно. И только убедившись, что многоцветные живописные «полотна» созданы из обычных листьев, начинают с все возрастающим удивлением их рассматривать. А затем выстраиваются в очередь к автору, чтобы приобрести буклет или набор открыток с его автографом, которыми не без основания надеются удивить родственников и знакомых.

Александр Николаевич родился 10 апреля 1935 года в Томской области. Детство и юность художника прошли в Красноярске, где он окончилКартина Юркова художественную школу, а затем и училище искусств, параллельно работая художником-постановщиком в драматических театрах сибирских городов. Затем была работа театральным художником во многих городах страны, оформление спектаклей в театрах Москвы и Ленинграда. С середины 70-х годов прошлого века А.Н. Юрков живет в Нижнем Новгороде, где долгие годы был главным художником Академического театра драмы им. Максима Горького.

Именно в Нижнем Александр Николаевич и выработал свой неповторимый стиль создания картин из природных материалов. Техника, в которой работает мастер, необычайно трудоемка и кропотлива, кроме профессиональной художественной подготовки она требует терпения, острого глаза и тонкого чувства цвета. Художник считает, что живая природа, создав необычайно богатую цветовую палитру, позволяет на картинах передавать широкую гамму оттенков, не прибегая к помощи традиционных красок. Причем картины от этого только выигрывают, приобретая теплый естественный колорит и неброскость красок, характерных для природы средней полосы России.

Картина ЮрковаКазалось бы, из подобных материалов хорошо создавать пейзажи, но художник «пишет» листьями не только их, но и большие жанровые картины, портреты. Удивительно, но из кусочков листьев на его картинах возникают переливы солнечного света в облаках, белоснежные шапки снега на зимних кустах, рябь на заросшей камышами речушке и даже бархатистость шерсти дворовых собак или резвящихся в лесу медвежат. На своих картинах Александр Юрков любит изображать родные ему нижегородские места – тихие переулки и городские окраины, храмы и стены древнего кремля, тенистые парки и уютные скверы, каменные набережные Оки и ветхие деревянные мостики через тихие речушки. Все, что изображено на его картинах, до боли родное и узнаваемое. Впечатление, которое производят на зрителей его работы, трудно передать словами. Да, наверное, и не стоит. У каждого видевшего их оно будет своё. Но одно несомненно – равнодушных в его галерее не бывает.

Картины А. Юркова

Источник shkolazhizni.ru

Ай да Мастер: