Сообщество мастеров | Ай да мастер

15 декабря 2017

Сообщество мастеров Ай да Мастер

Статьи о рукоделии

Мука, соль, вода, руки и душа!

Работы Ольги ЗеленковойЛепка из соленого теста, как русский народный промысел, впервые упоминается в XII веке. Центром промысла была Архангельская губерния, где фигурки из соленого теста служили оберегами. В северных деревнях, на праздники "соленые фигурки" дарили со словами: "Вот вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие». Считалось, что любая такая поделка принесёт хозяевам богатство, благополучие и достаток в семье.
Сегодня у старинного промысла много названий: «хлебосол», «архангельская керамика», «биокерамика», «мукасолька», «тестопластика». Последние десять лет ремесло активно возрождается и становится настоящим искусством!
В нашей области лепку из соленого теста принято называть «тестопластикой»: во многих городах и селах Прибайкалья есть свои мастерицы - о двух из них мы вам сегодня расскажем.

Живет в Усольском районе, в селе Большая Елань, Ольга Григорьевна Зеленкова: мастер-прикладник, педагог, руководитель творческой студии «Вдохновение». 23 года назад, после собственной свадьбы Ольга изготовила из соленого теста свадебный портрет. Работа понравилась всем и ещё долго радовала хозяев и гостей дома, напоминая об увлечении, к которому Ольга вернулась только годы спустя.
Несколько лет назад мастерица вновь начала лепить из соленого теста. Самые первыми её фигурками стали «Домовенок» и «Девочки» в русских народных костюмах. Уже тогда Ольга старалась сделать своих героев сказочными, радостными, чтобы посмотрел на них человек и улыбнулся. Вдохновение черпала в житейской мудрости: лепила то, что «душа захочет, на что глаз ляжет». Самое большое, 80- сантиметровое панно слепила на тему знаменитого советского мультфильма про попугая Кешу. Потом появились «Медвежонок», «Коты», «Лягушки». Кстати, лягушки - любимая тема Ольги Зеленковой.
Работа Ольги ЗеленковойОднажды мастерица лепила кувшинку, лепестки которой стали опадать, и в середине цветка появилась брешь. Недолго думая, Ольга из оставшегося теста сделала голову и верхнюю часть туловища лягушки и прикрепила её в центр кувшинки. Так появилась ещё одна веселая композиция.

Фигурки Ольги Григорьевны необычны и в плане техники. Лепит она их по-особому: одни как пирожки и вареники, другие из кусочков расплывшегося теста. Для создания фигурок большого размера в серединку добавляет туалетную бумагу: этот прием не утяжеляет панно и делает композицию объемной. 

«Ежики, коты и зайцы» Зеленковой лепятся из кусочка соленого теста, которому придается форма груши: расплывшееся грушеобразное тесто служит тельцем фигурки, прямо из которого вылепливается голова персонажа. Здесь самое главное не допустить большой влажности, иначе фигурки растрескаются.
Ольга любит экспериментировать, ищет нюансы, которые «оживят» поделку, сделают её интереснее. Идея украшать фигурки из соленого теста бумажными деталями пришла, когда мастерица работала над серией «Дракончики». Так у её персонажей появились украшения, заколки, зонтики, сумочки, сачок для бабочек и многое другое.
За прошедшие годы Ольга Григорьевна обучила тестопластике многих ребят, у неё занимаются даже мальчики: «Детки наши деревенские - замечательные, любознательные. Красивое вокруг себя замечают!»
На вопрос, в чем секрет мастерства, Ольга ответила, что рецепт её прост: мука, соль, вода, руки и душа.


Работы Татьяны ШарыповойНовые работы иркутской мастерицы Татьяны Шарыповой всегда ждут с нетерпением. В магазине «Белая ворона» её сувениры из соленого теста пользуются большим спросом.
Фирменный стиль Татьяны – хорошо продуманная техника, отличное качество материала, жизнерадостные сюжеты и индивидуальность каждого персонажа.

А начиналось всё 10 лет назад, когда Татьяна случайно увидела в одном из магазинов книгу о рукоделии: на обложке книги были изображены фигурки из соленого теста - зайчата и филин в забавном стиле. Поделки показались настолько интересными, что Татьяна решила попробовать сделать подобных «зверюшек». Увлеченно работая, она создала целую партию сувениров, которую чуть позже принесла в магазин «Дома Художника». К её большому удивлению всю партию мгновенно раскупили. Ободренная этим фактом, Татьяна решила продолжать лепить из теста.
Любимая тема мастерицы - кошки и рыжий цвет: «Ужасно люблю теплые тона,- говорит художница - красное, оранжевое. И очень люблю кошек. Особенно рыжих!»
Рыжие у Татьяны все - девочки с косичками, собачки, кошки, и даже драконы, да и сама она не прочь иной раз перекраситься в рыжий цвет.
Работа Татьяны ШарыповойВсе персонажи у Татьяны улыбающиеся, радостные. Мастерица говорит, что веселые лица и мордочки всегда воспринимаются лучше. Кроме насыщенных тонов, Татьяне нравятся объемные композиции. Плоские панно ограничивают в применении, а Татьяне всегда хотелось, чтобы ее поделку можно было не только прикрепить на стену, но и поставить на полку. Так, 7 лет назад, появились её фирменные панно.
Среди ценителей тестопластики Шарыповой есть особенные: девушка, собирающая коллекцию «божьих коровок», попросила художницу сделать парочку сувениров «с человеческим лицом». Сначала пожелание «очеловечить» насекомое поставило Татьяну в тупик, но фантазия и внутреннее чутье подсказало ей, как выполнить эту работу.
Татьяна рассказывает, что для подобных персонажей обязательно нужна визуальная поддержка, чтобы было представление о предмете не в голове, а перед глазами. Работая как-то над образом нерпы, она самонадеянно решила, что вылепит его по книгам. Села, начала лепить и…. поняла, что надо идти в Нерпинарий.
С тех пор ею вылеплен не один десяток «нерпочек». Вот и сейчас Татьяна трудиться над образами нерп в рамках большого заказа на байкальскую тему. Кстати, нужно отдать должное мастерице, среди множества созданных сувениров есть фигурки, посвященные народам нашего региона: маленькие человечки в бурятских и семейских костюмах прекрасно дополняют коллекцию её персонажей.
Свои композиции мастерица лепит из теста, приготовленного по общеизвестному рецепту: пополам соли и муки, половина воды. В большие фигуры Татьяна вкладывает фольгу, тогда они по весу легче и сушатся быстрее. Работает мастерица поэтапно, и всегда начинает с проработки деталей.
За эти годы у Татьяны выработался свой стиль, со своим уклоном. Мастерица старается создавать что-то особенное, и, несмотря на то, что многие пытаются её отвлечь от любимых тем, остается им верна.
В заключение разговора, мы спросили Татьяну: «Кошки - ваша любимая тема, но почему в вашей коллекции до сих пор нет котов - сказочных персонажей? Таких как, «Кот в сапогах», коты из сказки о маленьком Муке, « Кот учёный», который «ходит по цепи кругом»?
Татьяна на секунду задумалась:«Да, и еще Киплинг! Помните, «Кот, который гулял, сам по себе»?! Надо подумать над этой идеей!».
Мы уверены, что тема "Кота из сказки" придется по душе и поклонникам творчества Татьяны Шарыповой. Вот уж где простор для фантазии!

Мы рассказали вам только о двух мастерицах, работающих с соленым тестом. На самом деле, в городе и области их намного больше. Сегодня тестопластике обучаются во многих школах ремесел, домах народного творчества, детских и творческих студиях.
Соленое тесто – материал теплый, пластичный, работать с ним - одно удовольствие. А тестопластика – отличный способ релаксации, хорошая альтернатива стандартным подаркам и прекрасная возможность украсить и «оживить» свой дом. Благо, мука и соль найдутся в нем всегда!

Автор Инга Ермолаева

Фотогалерея работ Ольги Зеленковой и Татьяны Шарыповой

Столы - трансформеры

Mauricio AffonsoСразу два дизайнера в разных станах независимо друг от друга представили в этом году необычную мебель- трансформер. Идеи витают в воздухе!

Маурисио Аффонсо (Mauricio Affonso), закончивший Королевский колледж искусств, недавно представил на выставке в Милане свой необычный проект - стол-трансформер, форму которого при желании легко изменить. Изготовлен он из 400 березовых реек и имеет складную основу: суперфункциональный и привлекальный дизайн позволили модели быть прекрасным подспорьем для встречи большой компании друзей, на время становясь "шведским столом", стать походным рабочим местом и наконец, превратиться в круглый стол переговоров.

Голландский дизайнер Роберт ван Эмбрискс (Robert van Embricqs) пошёл еще дальше: он создал восходящий стол. Из простой плоской поверхности конструкция превращается в стильную мебель. При необходимости его можно разобрать и поставить в укромном месте. Стол состоит из цельного массива дерева и выглядит весьма привлекательно.Robert van Embricqs

Из глубинки по старинке


bels3Сегодня в  Иркутском областном Доме народного творчества открылась выставка мастеров из Куйтунского и Черемховского районов. Впервые иркутяне и гости города  смогут увидеть макеты деревянного зодчества Восточной Сибири, выполненные мастером из села Барлук Куйтунского района Александром Федоровым. Посетители также смогут насладиться красотой работ черемховских мастериц: Светланы Бронниковой, работающей в техниках соломоплетения, художественной обработки бересты, росписи по дереву; Евгении Поляничко, успевшей попробовать себя в разных видах ремесел - от тряпичной куклы и лоскутного шитья до соломоплетения и мокрого валяния; Марианны Яроменко, специализирующейся на войлочных игрушках и батике.

К сожалению, мастера из Куйтуна не смогли приехать на открытие выставки, но зато собрались лучшие мастерицы Черемховского района. Пять лет подряд мастерицы из села Бельск становятся победительницами и призерами Областного конкурса "Деревенская красавица-искусница". Умницы, красавицы и мастерицы на все руки работают в сельском Доме народного творчества, без которого сегодня не представляют своей жизни. Не приехала только Тамара Поталицына, ещё одна бельская мастерица: недавно она стала мамой.

О каждой участнице лучше всего говорят их работы. Марианна Яроменко работает в Детской школе Искусств вМарианна Яроменко поселке Верхний Булай Черемховского района: население здесь всего-то 400 человек. Она закончила Иркутское Художественное училище, где хорошо усвоила уроки своего педагога- Рыбчинской Оксаны Зигизмундовны, наставляющей своих учеников так: "Если вы сами захотите купить свою работу - значит работа хорошая!". Войлочные работы Марианны мы впервые увидели в Центре народного  творчества полгода назад, запомнились они своей оригинальностью и особенным стилем. Марианна объясняет его возникновение тем, что ей очень нравится керамическая мозаика. В деревне мастерица, как и подобает настоящей хозяйке, держит хозяйство и живность - овец, из шерсти которых и создает свои удивительные игрушки. Всего три года назад Марианнна начала заниматься мокрым валянием, а уже сегодня её работы занимают призовые места в областных конкурсах. Одна из последних работ Марианны - панно "Ветер свободы", также представлена на выставке. Последнее время Марианна увлечена новым хобби - созданием панно из яичной скорлупы. В оригинальной технике мастерица уже создала два панно, которые, надеемся, мы скоро увидим.

Евгения ПоляничкоЕвгения Поляничко - настоящий пострел, скора на ученье,  успевает сделать многое из задуманного. В творчестве её поддерживает вся семья - муж и два сына. Два года назад Евгения получила Гран-При на областном конкурсе "Деревенская красавица-искусница", где за шесть часов создала тряпичную куклу. Последние полгода Евгения создаёт войлочные сувениры, игрушка "Тетушка" из этой серии.  Мастерица рассказала, что лепила этот добродушный образ со своей мамы. За умение поддержать словом и делом хвалила Евгению и её коллега, директор Дома народного творчества, Светлана Борисовна Бронникова.  

Известная бельская рукодельница, обладательница главного приза конкурса "Деревенская красавица-искусница"Светлана Борисовна Бронникова в этом году, Светлана Борисовна дала на выставке мастер-класс по соломоплетению. Несколько лет назад Светлана Борисовна вместе с Тамарой Потылициной перешли с плетения бересты на соломоплетение, теперь их авторские работы можно увидеть в выставочном зале областного Центра народного творчества. Светлана Борисовна рассказала собравшимся, как много лет назад увидела книгу по соломоплетению, по тем временам стоившую достаточно дорого, но друзья сделали ей такой роскошный  подарок, тем самым вдохновив на освоение нового ремесла. Солому собирают с окрестных полей, для того чтобы она стала мягкой и гибкой, её предварительно вымачивают. Существует несколько видов плетения, рукодельница продемонстрировала некоторые из них на мастер-классе. На изготовление одного сувенира  у Светланы Борисовны уходит до 2-х недель.  

На выставке также представлена коллекция росписных досок от Бронниковой. В 1970-е годы Светлана Борисовна работала на Хайтинском фарфоровом заводе, знания почерпнутые там, пригодились на новом поприще. . 

Поздравить своих коллег с открытием выставки приехала нижнеудинская мастерица Ончукова Мария Ивановна, которая верно подметила, что несмотря на собственное дело и увлечение, глядя на работы бельских мастериц, хочется всё бросить и заняться их видом рукоделия, настолько их работы теплые и радостные.

Автор Инга Ермолаева

Фоторепортаж автора

 

Что не западет в душу - не могу вышивать!

Работа Евгении СергеевойВ музее «Усадьба Сукачева» проходит выставка вышитых работ Евгении Михайловны Сергеевой. Это юбилейная, 25-я выставка мастерицы!

Евгения Михайловна – уроженка Красноярска, врач высшей категории, воспитанная профессорами знаменитого Второго Ленинградского медицинского института, эвакуированного в Красноярск в 1942 году. Выйдя на пенсию, она не захотела сидеть сложа руки:«Всю жизнь проработала, а тут сидеть без дела – с ума сойду!». 110 работ вышила она за свою долгую и интересную жизнь, 93 из них представлены в музее. 

Началось всё со схемы вышивки одной из приятельниц. В 50-е годы прошлого века вышивали все, поголовно, чтобы хоть как-то украсить свой быт. Книг по вышивке было мало и любительницы домашнего рукоделия обменивались схемами, которые ходили по рукам. Одна из таких редких схем попала к доктору Сергеевой, вдохновив её на очень тонкую работу: вышивать полукрестом умели многие, но освоить этот трудоемкий процесс в совершенстве могли единицы. Евгению Михайловну, всю жизнь мечтавшую быть хирургом, привлекла в вышивке полукрестом точность движений и четкость работы, было в этом что-то сродни хирургической операции. Первые работы мастерица вышивала только в отпуске: работа врача, семья, где подрастали две дочери, отнимали много времени, поэтому вышито в те годы было немногое.

Только в 1990-е годы, после выхода на пенсию и перенесённого инфаркта Евгения Михайловна занялась вышивкой всерьез, вышивала до 3-4 ночи. Вышивка помогла женщине справиться с последствиями удара: в процессе работы рукодельница забывала о мучившем её в последние годы давлении. Идея вышивать картины известных художников пришла сама собой, богатая домашняя библиотека доктора Сергеевой хранила столько репродукций, что грех было не воспользоваться этим. Первой вышитой репродукцией стала «Рожь» И.Шишкина. Евгения Михайловна вспоминает, как в каждый свой приезд в Москву обязательно посещала Третьяковскую галерею. Чтение, любознательность, дисциплинированность, выработанная ещё в юношеские годы, помогли ей вновь освоить забытую технику вышивания.

Вышивать Евгению Михайловну никто не учил, до всего она доходила сама: нитки смешивала то в одной пропорции, то в другой, экспериментировала с цветом. Самой долгой процедурой в работе над картиной «Август» Мане стало вышивание «облаков». Добиться нужно эффекта долго не удавалось, но мастерица нашла способ сделать вышивку объемной и живой: она смешала нити голубого, белого и перламутрового цвета. Потом этот способ подбора нити пригодился и в вышивании «снега». Рисунок здесь вышивается по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний.

Любимая многими работа - «Мухтар» вышивалась долго и трудно. Дело в том, что вышивает Евгения Михайловна по компьютерным схемам: если дизайнер добросовестный - онМухтар. Работа Евгении Сергеевой подправит схему, и тогда вышивать легче, если нет- работа затягивается.

Долго вышивалось и панно «Иисус и 12 апостолов» - целых полгода. К сожалению, имя автора и настоящее название картины, однажды увиденной в новостях, несмотря на все попытки, мастерица так и не узнала.

Вышивать 84-летней рукодельнице всё сложнее и дело даже не в возрасте, нет пригодных для вышивания схем. «Все берут готовые схемы,  на материале, а я считаю, что в этом нет души!»

Свои работы Евгения Михайловна не продаёт: сегодня коллекция её вышивок распределена между родными, каждому из дочерей, внуков и правнуков достался кусочек её души.

«Надо чем-то смолоду увлечься, чтобы в старости, у всех она наступает, не сидеть на лавочке – времени жалко. Немножко, хоть что, для себя творить!»

Автор Инга Ермолаева

Войлочные тапочки Гаспара Тине-Берэ

tapochkiВсе гениальное - просто! Даже тапочки! Дизайнер Гаспар Тине-Берэ (Gaspard Tiné-Berès) придумал и реализовал интересный проект- создание домашней обуви, имея под рукой лишь кусок войлока и пару цветных шнурков.

Идея хороша: это не только оригинальный подарок родным и близким, который будет согревать их на холодном полу, но и возможность интересно провести время в кругу семьи,собирая и сшивая войлочную обувь.

Ролик по сборке оригинальной и экологически чистой обуви.

Ай да Мастер: