Сообщество мастеров | Ай да мастер

15 августа 2018

Сообщество мастеров Ай да Мастер

Жизнь в берестяной миниатюре


88888Всего несколько дней в году есть у мастера, чтобы заготовить материал для своей кропотливой работы. Это время, когда заканчивается активное сокодвижение и цветёт черёмуха. Однако процесс сбора не так трудоёмок, сложнее найти деревья с добротной корой. Лучшую бересту — плотную, эластичную, слоистую — собирают с деревьев, растущих на крутых боровых склонах, в смешанном лесу. На участке дерева, где нет выступов и неровностей, делают небольшой надрез и снимают кору. А дальше начинается то, что сухим языком называют «художественная обработка бересты», на деле — народно-промысловое искусство , о котором нам рассказали Светлана и Михаил Моролёвы.

Обычную городскую квартиру Moролёвых не спутаешь больше ни с чьей. Её «населяют» изделия из бересты. Дудочки, лапотки и корзинки разных размеров, всевозможные туесочки, ангелочки и т.д. Все они разные и очень притягательные, милые и необычные — особым образом скрашивают городскую повседневность. Здесь же, в квартире, мастера хранят заготовки бересты, которые в скором времени также оживут, перевоплотятся в предметы искусства.

kolokolchikПо своей природе береста довольно жёсткая, поэтому прежде чем приступить к работе, её необходимо размягчить: материал смачивают водой, затем пропитывают обычным растительным маслом. Заготовленную кору надо отделить от верхнего слоя, надрезать на ленты, сложить в пучки. Примерно, по словам Светланы Моролёвой, береста состоит из двадцати слоёв. Руки мастера сами чувствуют, насколько плотная основа требуется для задуманного изделия. В работе используют внутреннюю сторону бересты - на ней менее заметны природные неровности, оттого и выглядит она гораздо интересней.

В былые времена из бересты плели предметы первой необходимости, незаменимые в крестьянском быту. В основном это была посуда. Хотя из берестяных чашек не отведать горячий чай — береста скручивается под воздействием высокой температуры — но холодные напитки: молоко, пиво, квас пить одно удовольствие. Соприкосновение с берестой очень приятно. Как и у любого природного материала, у неё положительная энергетика.

Содержащийся в бересте дёготь действует как антисептик. Поэтому в туесках, изготовленных из неё, без опасения можно хранить многие продукты. К тому же со временем она не окис-

Берестяные грамоты, которые нашли через сотни лет, сохранили свой первозданный внешний вид.tuesa

Цвет бересты бывает разным: от солнечно-жёлтого до красновато-коричневого. Оттенок коры во многом зависит от возраста дерева, почвы, климатических условий, где оно выросло. Кроме того, со временем береста темнеет. Некоторые изделия даже специально хранят на солнце, когда хотят придать им насыщенно-коричневый цвет.

Существует два основных вида работы с берестой. Помните выражение «лапти плести»? Лапти, корзинки, ободки именно плетутся. Процесс довольно долгий и немного однообразный, но, по словам Светланы, это прекрасный способ провести с пользой свободное время. За часик-другой можно смастерить пару миниатюрных , весьма симпатичных лапоточков.

Пластовая береста используется при изготовлении туесков. Для этого на материале делаются зазубрины, затем он скрепляется замочком — получается «рубашка». Для одного туеска необходимо две «рубашки»: внешняя и на 5 мм в диаметре её меньше - внутренняя. Донышко туеска выпиливается из сосны — берёза для этого не подходит.

myshkaДля обработки бересты используют немудрёные инструменты — портновские ножницы, разные виды набойников, зажимы, штампы, пинцет и т.д. Однако в мастерской Михаила Моролёва все же главную роль выполняют устройства, созданные им самостоятельно. Названий изобретения не имеют, но помогают и заметно облегчают процесс. Ведь даже, казалось бы, совсем незначительный просчёт на миллиметр может испортить, перекосить изделие. И без того симпатичные берестяные сувенирчики нередко украшаются. Их декорируют тиснением, выжигают узоры или прорисовывают их масляной краской. Береста, как и бумага, довольно податливый материал. Единственная сложность, что в распоряжении художника не плоский лист, а объёмное изделие.

— Сестра из Швеции прислала плетёную корзинку, у неё очень интересно обработан край. Раньше я такого даже не встречала, — рассказывает Светлана.

Иначе и быть не может. Каждый мастер подходит к бересте по-своему. Однако всех объединяет уважение к дереву, к природе его сотворившей. Понять это можно — достаточно прикоснуться к бересте, сразу чувствуешь её тепло, естественность. И даже если ты никогда ничего не мастерил из бересты, в берестяной мастерской сразу хочется приступить к работе.

Алиса Яковлева

Источник: Видеоканал




Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Ай да Мастер: