Сообщество мастеров | Ай да мастер

15 декабря 2017

Сообщество мастеров Ай да Мастер

Мария Дмитриева: "Кукла для меня - эталон красоты!"


 

Мария Дмитриева и Нина ИвановаБольшой праздник устроил в эти выходные Музей истории города для всех ценителей традиционной русской куклы. По приглашению иркутской мастерицы Нины Ивановой, к нам приехала известная кукольница из Сергиева Посада Мария Дмитриева. Три дня под её руководством педагоги и мастера области постигали азы изготовления промысловой куклы – куклы, созданной для продажи, но с характерным высоким уровнем качества.

Почему сегодня так востребована тряпичная кукла, в чем её привлекательность и что воспитывает она в русском человеке - об этом мы поговорили с Марией Дмитриевой на её первом в Иркутске мастер-классе.

Мария, вы приехали в Иркутск для проведения трехдневного мастер-класса по промысловой кукле. До этого вы побывали в Самаре и других городах центральной России. Как вы оказались так далеко от дома?

- На самом деле я – абсолютный домосед и, если бы не прекрасная Нина, я бы не приехала. В Иркутске уже побывали известные мастера, в том числе и моя подруга – Майя Сысоева (Прим. Известная вологодская кукольница). Для меня выезжать куда-то очень тяжело, но если зовут такие замечательные, душевные люди, как Нина, я скрепляюсь и еду. Вообще, Иркутск, Байкал – моя давняя детская мечта. Мы с сестрой Еленой пересмотрели все передачи о Байкале.

А как вы познакомились с Ниной Николаевной?

- Мы познакомились через Галину Львовну Дайн (автора книг о русской тряпичной кукле) и её дочь Машу. Они увидели куклы Нины и тут же мне позвонили: «Маша, ты должна это увидеть… И это Иркутск. А какие люди!». Люди у вас, правда, фантастические, тёплые, душевные. Группа собралась очень подготовленная. Впереди у нас тяжёлые мастер-классы: за 3 дня мы должны успеть сделать большое количество работ.

Сегодня вы делаете Архангельскую куклу?

- Да, промысловую. Я сделала акцент на промысловой кукле, той которая делается на продажу. Почему? Потому что мы все занимаемся сувенирной продукцией, и чтобы дети играли с достойными хорошими игрушками. Чтобы они были хороши по цвету, хорошо набиты, чтобы в них была внутренняя гармония. Потому что кукла должна нести основательное, положительное отношение к миру. На третьем мастер-классе я покажу свои авторские разработки. Мы будем делать куклы на заказ, на продажу, но чтобы это было эстетично. Там я буду рассказывать, как набивать лицо, как делать голову, какие материалы использовать. Мало сделать куклу, у людей должно быть внутреннее чутьё, такой внутренний вкус. И если мы это сделаем – это будет очень хорошо. Надо поднимать уровень и качество сувенирной продукции

На мастер-класс вы привезли не только архангельскую, но и сергиево-посадские куклы, такие как «Дама с гусариком».

- Сергиево-посадские куклы – это узкая область. Эти промысловые куклы делали на основе резных, из дерева, из папье-маше, из ткани. Лица были из самой дешёвой ткани, марлёвки, их подклеивали на бумагу. Ткани для них брали самые дешёвые, но броские. Дамы там были с ридикюлями, с собачками, с зонтами. Эти парочки душевно друг друга обнимали, мужчины там хулиганят. В общем это были такие потешки.

Да, признаться, таких кукол я ещё не видела. А сколько видов промысловых кукол существует?

- Кукол много. Вы понимаете, они делятся совершенно условно. Эта область пока в подвешенном состоянии. Был фестиваль игрушечников и кукольников, уставших от того, что очень много придумывает народ и выдаёт за традиционные народные игрушки. Там очень много нюансов и здесь нужен какой-то подход более научный. Поэтому видов кукол много, у каждого региона, народа.

Мария, мы знаем, что Вы давали мастер-классы в Японии. Расскажите об этом опыте.

- Меня пригласил человек, интересующийся матрёшками, т.к. Сергиев Посад известен на весь мир не только как центр игрушки, но и матрёшки. Японцы - такие люди, которые умеют поддерживать шикарный отбор. Когда берётся зелёная чашка, туда кладётся один листочек, наносится и все - не надо больше расписывать. Поэтому им наше искусство очень близко.  Лучше меньше, да лучше.  Делайте отбор. Это очень важно.

В вашей семье - все художники, и все так или иначе связаны с игрушками, куклами. Мама Анна Григорьевна - главный художник бывшей Загорской фабрики игрушек, а ныне ЗАО «Художественные изделия и игрушки». Папа Юрий Викторович занимается росписью. Сестра Елена специализируется на акварельной росписи матрёшек. А если копнуть глубже, со стороны дедушек и бабушек?

- Да, мы все друг друга поддерживаем, все даём друг другу советы. Папа в своей семье - первый художник. А вот с маминой стороны, она у меня с Украины, дедушка был учителем черчения и рисования, газеты рисовал, а бабушка была хорошим копиистом. Она делала очень хорошие копии Хруцкого и Саврасова.

Хорошо, давайте вернёмся к нашей основной теме – кукле. В начале разговора Вы упомянули о псевдонародных игрушках. С чем связано их появление?

- Кукольные образы они все очень глубокие, но слишком много сакрального смысла не ищите. Сейчас идёт огромная спекуляция, говорят, это народные изделия, но это не так. Тот человек, который обладает какой-то памятью, почему делали так то и так то, никто ничего вам не расскажет. Сейчас идёт пропаганда того, что сделай куклу и получишь что-нибудь, с этим нужно очень серьёзно бороться, потому что это переходит уже все границы.

С чем это связано, как вы считаете?

- Потому, что народу хочется не самому чего-то добиваться, не у Боженьки просить, а вот сделал куклу и сейчас тебе всё повалит. Это очень тонкая грань, на которую легко подсадить.

Но подобная спекуляция могла появиться только вкупе с искренним интересом к народной игрушке, кукле…

- Да, это связано с тем, что наконец-то молодые родители поняли, что в детей надо вкладывать. А вкладывать нужно с совсем маленького возраста и ребёнку надо давать очень хорошие игрушки. Их должно быть немного, очень немного, и они должны быть определённые. Это очень важный этап, который должна проходить молодая мама. Потому, что когда ты сама делаешь ребёнку игрушку – это такое счастье.

И все же мы говорим, в первую очередь о сувенирной продукции, изделиях на заказ.

- Да, всё на заказ, поэтому нет возможности выбирать. Это как авантюра какая-то, чем сложнее задание, мне это очень нравится, кстати, чем сложнее заказ, чем менее предсказуем и на первый взгляд может быть нелеп результат, тем интереснее работать. Потому, что из всего, в принципе, можно сделать хорошую вещь. Мозг должен все время работать.

Получается кукла, для вас – это труд ума и души.

- Для меня кукла – эталон красоты и качества. Я за качество! Я хочу, чтобы уровень кукольной промышленности, хотя нет, промышленности кукольной сейчас практически нет, уровень промысловой кукольной продукции, а многие мастера этим живут, продают свои игрушки на ярмарках, был выше. Чтобы это было не рукоделие от безделья, а качество, за которое не стыдно!

Спасибо, Мария. Желаем Вам, чтобы география ваших мастер-классов ширилась, чтобы как можно больше мастеров узнали о настоящей русской промысловой кукле.

 

Беседу вела Инга Ермолаева

 




Комментарии   

 
#1 Лариса Новицкая 24.11.2013 23:48
Маша Дмитриева! Мы очень бы хотели чтобы вы приехали в Брянск с мастер-классами Как это возможно?
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Ай да Мастер: