Сообщество мастеров | Ай да мастер

15 декабря 2017

Сообщество мастеров Ай да Мастер

"Красна" Елены Ефимовой


Вчера в 130 квартале, в филиале иркутского Краеведческого музея - «Окно в Азию» прошла торжественная церемония вручения почётных знаков «Народный мастер Иркутской области». Среди пяти награжденных высоким званием была и Елена Александровна Ефимова, лауреат фестиваля «Русь мастеровая», заведующая сектором по развитию народных промыслов  и ремёсел в районном Центре традиционной славянской культуры «Родник», но среди коллег-ремесленников она больше известна как тайтурская мастерица, сама соткавшая свой костюм. РЦТСК «Родник» посёлка Тайтурка Усольского района признан в этом году одним из лучших учреждений культуры Иркутской области, поддерживающих народные ремёсла. Незадолго до церемонии вручения памятного знака нам удалось поговорить с Еленой Александровной.

- Елена Александровна, поздравляем вас со столь высоким званием!  Расскажите, когда и как вы занялись ткачеством?

- Спасибо. 6 лет назад меня пригласили в Центр славянской культуры поселка Тайтурка на должность заведующей сектором по народным промыслам и ремеслам. К нам попал ткацкий стан, или как его называли наши бабушки – «красна». Передо мной поставили задачу, чтобы он заработал, что надо возродить в нашем посёлке ткачество. И я начала собирать информацию в Тайтурке: прошлась по домам, где у нас ткачеством занимались. Правда, бабушек, которые ткали, уже в живых не осталось, но остались их дети, которые помнили, как их матери ткали. У одного из жителей от матери даже остался станок. В итоге у меня получилось два станка. Я долго изучала литературу, журнал «Народное творчество», ездила в Иркутск, в Ассоциацию народных мастеров «Оникс».

- К Галине Яковлевне Березиной?

- Да, к ней. Приехала и попала в её творческую лабораторию по ткачеству. До этого я пыталась делать что-то самостоятельно, но у неё я
научилась правильно делать основу, узнала техники ткачества: браное, перебор, закладное, несколько техник там прошли. И когда я приехала, после обучения, домой первое, что я сделала по рекомендациям Галины Яковлевны – сновалку, устройство для наматывания нитей для основы.

- Вы упомянули про браное ткачество, чем оно отличается?

- Говорят, браное ткачество, браная вышивка. Я ездила  в Иркутск, к мастеру Шахнович Алефтине Геннадьевне, она нам преподавала вышивку браного шитья. И там было сказано, что браная вышивка - это как раз идёт браное ткачество. Т.е. два одинаковых вида прикладного искусства.

- Первую вашу работу помните?

- Да, это было маленькое полотенце с узором. Потом я замахнулась на большую рубаху. Нашла старый крой рубашки-косоворотки. Раньше одежда делалась не по размерам человека, а по размерам бёрдо на стане. Ткали полотнище прямоугольное, затем его сшивали. И вот рубаха у меня получилась - мужского размера.

- Она сохранилась?

- Да, конечно. Потом я эту рубаху по выставкам возила. Кстати, именно тогда у меня впервые встал вопрос, что нужны выставки, какие-то мероприятия, где можно показать народное ремесло. Я освоила ткачество, ковровую вышивку, вязание крючком. А потом жители посёлка начали нести нам старинные предметы – одежду, предметы быта - накопилось на целый музей. Сейчас я уже оформляю выставочные залы за счёт своего набранного материала.

- Да я слышала, в прессе было несколько статей о тайтурском музее старины. Но ведь Вы прославились не только как создатель и экскурсовод музея, но и собственноручно сотканным костюмом. Сколько времени Вам понадобилось для его создания?

- Почти год. Этот костюм я начала готовить к конкурсу «Сибирь мастеровая», который прошёл в 2012 году. Т.е. в сентябре 2011 года я начала его ткать, а в конце августа закончила. Сшивала, конечно, не я, у нас есть мастерица по кройке и шитью костюмов - Шишкина Любовь Владимировна. Она его и собирала. Когда я приехала на выставку, мне сказали, что сшито все на достойном уровне, правильно и как надо.

- Я смотрю на ваш костюм - очень необычные узоры. Вы их сами подбирали или это исконно русские узоры?

- Когда я познакомилась с Алефтиной Геннадьевной, то приобрела книгу «Совет да любовь» творческой мастерской «Берестень». Руководитель там Любовь Сергеевна Дмитриева. Для нашего населённого пункта это всё - новое, всё - неизвестное. И, когда мы оформляли выставки, люди стали подходить и спрашивать, откуда эти узоры, что они означают. Все узоры несут смысловую нагрузку. Ромбы, кресты, каждый узор читается.

- Прочитайте ваш наряд!

- Крест – это женское начало, ромб – мужское. Соединение крестов и ромбов – это соединение мужского и женского.

- Получается, у Вас на костюме узоры наряда замужней женщины?

- Да, молодой замужней женщины. Я как раз была в Ангарске, на выставке «Край родной», когда женщина из мастерской «Берестень» привезла вторую книгу «Красный сарафан». Если первая часть «Совет да Любовь» была посвящена полотенцам, то вторая – русскому народному костюму. Именно вот этот костюм - костюм молодой женщины, мне очень понравился, и я его решила изготовить. Все узоры скопированы из книги «Красный сарафан». Юбку я соткала. Четыре полотна на неё ушло. Пояс тоже тканный. Рубаху я вышила, а юбку в ткачестве сделала.

- Замечательный костюм! А ткачихи-единомышленницы у Вас есть?

- Есть, в  Иркутске, Галина Яковлевна Березина, мы с ней общаемся, обмениваемся опытом, я постоянно учусь у неё. В Нижнеудинске есть мастерица – Верхотурова Татьяна. Мы с ней познакомились на предпоследней ярмарке «Сибирь мастеровая», в 2010 году. Но все далеко, рядом никого. В 2012 году я встречалась с одной бабушкой из Тельмы, Ольгой Матвеевной Трифоновой, в этом году ей исполнилось 89 лет. Она сама занималась ткачеством, много мне рассказала, показала, интересно с ней было общаться.

- В чем магия ткачества, чем оно так притягательно для Вас?

- Даже не знаю. Привезли мне первый станок - кучу дров, можно сказать, он же разбирается. И его надо было собрать, чтобы получился стан. Собрали, а что дальше то делать? И вот появился интерес, любопытство какое-то. Первую основу мотали так: четыре стола перевернули в фойе и вокруг ножек нити наматывали. Расстояние между столами - метров десять, представляете? Первую дорожку соткали - такой восторг был. Я никогда не касалась ткачества, не видела, как ткут, ни в детстве, ни по рассказам. И тут такой восторг,  что ткань можно самой сделать. Первая - грубая получилась, потом из шерстяных ниток попробовала, а потом чем дальше, тем больше захватило. Оказывается, ничего здесь сложного нет.

- Вы говорили, что к вам даже пожилые люди подходили на выставках?

- Да, мы выезжаем с мастер-классами на различные мероприятия и люди заинтересовываются – подходят, смотрят, спрашивают. Меняпоразило старшее поколение, они, главное, помнят, что их мамы или бабушки занимались ткачеством, но при этом сами никто не пробовал, никто не делал.

- Промышленность развивалась, массовое производство процветало, потребности не было.

- Да, наверное, пошел в магазин и купил. Но в довоенные годы и после, тканые дорожки пользовались огромным спросом, украсить дом было необходимостью. Поэтому женщинам, занимающимся ткачеством, этот вид ремесла приносил хороший заработок.

- Вы начинали с полотна, потом занялись одеждой, а сегодня что в ткачестве Вас интересует?

- В последнее время, пояса. Тканый пояс - это тоже довольно интересно. То же ткачество, только на берде. Своеобразная техника, но способ тот же самый. Сейчас у меня есть знания, опыт, но времени не хватает. У меня много кружковой работы.

- Вы детей ткачеству учите?

- Ткачеству пока нет, станки старые, для взрослых, у детей не хватает ног дотянуться. Да и сложно с ребенком, что-то нарушил, сломал, а это потом не восстановить, взять-то негде. Но у меня в планах взять новые станки. А вот  вязание крючком, изготовление народной куклы, эти кружки дети с удовольствие посещают. Все-таки кружки у нас основываются на народном творчестве.

- Кто Вас поддерживает в вашем творчестве? Семья, коллеги?

- Конечно же  поддерживает семья и дружный коллектив РЦТСК «Родник». Мы все друг другу помогаем, поддерживаем. Но особую признательность хочу выразить Отделу культуры и Администрации Усольского района.

Беседу вела Инга Ермолаева

Фото автора и Елены Ефимовой

 




Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Ай да Мастер: