Сообщество мастеров | Ай да мастер

19 августа 2017

Сообщество мастеров Ай да Мастер

К юбилею

Лариса Высоцкая: «Вязание – это бесконечная учёба!»

  • PDF

Сегодня свой юбилей отмечает одна из лучших иркутских мастериц по художественному вязанию крючком, член «Союза народных мастеров Прибайкалья», лауреат Губернаторской премии 2011 года Лариса Михайловна Высоцкая.

Мы познакомились с Ларисой Михайловной весной прошлого года в областной юношеской библиотеке им. И.П. Уткина, во время марафона «Книга, творчество, юность», посвящённого 75-летию Иркутской области. Вместе с другими мастерами Лариса Михайловна проводила здесь свой мастер-класс «Вязание на вилке крючком». Искусные работы мастерицы привлекли внимание учащихся школ и средних учебных заведений, при чем не только девушек, но и юношей. Оригинальные шали, выполненные в разных техниках вязания, стали наглядным пособием и одновременно украшением библиотечного зала. За уникальную коллекцию шалей Лариса Михайловна в 2011 году была отмечена Губернаторской премией в номинации «Произведения декоративно-прикладного искусства».

Более 40 лет назад Ларисе Михайловне подарили книгу о вязании на спицах. Никто из женщин в семье до этого не вязал. 22-летняя Лариса отличалась усидчивостью и быстро освоила незнакомый вид рукоделия. Через 33 года, выйдя на пенсию, она решила продолжить обучение и осуществить свою давнюю мечту – освоить вязание крючком. По совету приятельницы Лариса Михайловна пришла в Ассоциацию «Оникс», в учебно-творческую мастерскую «Художественное вязание крючком», на курсы Натальи Александровны Андреевой. Признанная иркутская мастерица познакомила её с основами вязания крючком и сумела воспитать в ученице настоящую преемницу. Два года учёбы не прошли даром, после окончания занятий, Ларисе Михайловне предложили остаться в студии в качестве педагога. 7 лет преподавала она наравне со своей наставницей, воспитала не одну талантливую ученицу. За эти годы было немало связано: вещи, созданные руками мастерицы, грели не только её близких и родных, но и стали экспонатами различных городских, региональных и всероссийских выставок. Сегодня работы Высоцкой отмечены многочисленными грамотами, дипломами, благодарственными письмами и конечно, пристальным вниманием поклонников вязания.

По словам Ларисы Михайловны, вязание – очень интересный процесс, в ходе которого постоянно учишься, так много здесь разнообразных нюансов. Главные необходимые качества - усидчивость и желание осваивать всё новое, неизвестное. Каждый вид вязания, а их насчитывается – ни один десяток, хорош как сам по себе, так и в сочетании с другими. Мастерица рассказывает, что первые вязанные вещи появились ещё в древнем Египте, об чем свидетельствуют археологические раскопки. Многие техники пришли из Европы. В России же есть целые регионы, где сложилась своя школа вязания, например Архангельская область. Два года назад вместе с «Союзом народных мастеров Прибайкалья» Лариса Михайловна одной из первых иркутских мастериц побывала на Всероссийской выставке ремёсел «ЛАДЬЯ». Здесь она и увидела выставочный стенд Архангельской области, украшенный более 700 видами варежек.

Демонстрируя свою коллекцию шалей, Лариса Михайловна, проводит нам экскурс в историю каждого из представленных видов вязания. Ирландское, брюггское, тамбурное, мотивы, на вилке, филейное, фри-форм и это далеко не весь перечень техник вязания крючком.

Самая сложная техника вязания – это ирландское вязание. Каждый элемент здесь вывязывается отдельно и потом разными способами соединяется с другими: где-то сшивается, где-то связывается нерегулярной сеткой. История возникновения ирландского кружева такова: моряки уходившие в плавание на несколько лет, скучали по родному краю, и в вязании старались воплотить суровую северную природу, таким образом храня память о доме. Лариса Михайловна лишь однажды увидела большой выставочный стенд с вещами, выполненными в технике ирландского вязания. На всероссийской выставке «ЛАДЬЯ» одна из уральских мастериц представила коллекцию различных видов кофт.

Другой не менее сложный вид вязания пришёл к нам из Бельгии, города Брюгге и известен с середины XVIII века. Брюггское вязание в виде переплетённой тесьмы имитирует кружево, очень похожее на вологодское, сплетённое на коклюшках. Сложность в том, что здесь нужен очень правильный расчёт, много времени и усидчивости. Лариса Михайловна отмечает, что в Иркутске редко можно увидеть подобную технику, а жаль, ведь вещи, выполненные в технике Брюгге, неповторимы в своей красоте. Только раз за все время работы она была приятно удивлена. Несколько лет назад по приглашению Администрации Кировского района она вошла в состав жюри региональной юношеской выставки творческих работ. Один из конкурсантов – 14-летний учащийся из города Шелехова представил вниманию жюри брюггское вязание в виде салфеток.

Очень популярная сегодня техника - вязание на вилке. Только не подумайте о вилке, как о столовом приборе. Вилка – это специальное приспособление, изготовленное промышленным способом, согнутое в виде буквы "U", и вяжут на вилке крючком. Вещи из ажурных лент, связанных на вилке отличаются воздушностью. По словам Ларисы Михайловны, вязание на вилке - самое простое. В творческих поездках по районам Иркутской области, а мастерица принимает активное участие в губернаторских проектах, она давно заметила, что мальчики осваивают вязание быстрее, чем девочки. Через два часа занятий, они уходят с образцом, а на следующий день приносят готовый шарф. В советские времена вязание на вилке было очень распространено. Этим способом вязали шарфы, кофты, шали. Сегодня различные варианты обвязки петель и соединение ажурных полос позволяют мастерицам получить очень красивые узоры. Из воздушных полос можно вязать не только шарфы, но и палантины, жилеты, платья и многое другое.

Очень интересной показалась нам техника фриформ, вот уж где раздолье для собственной фантазии. "Freeform", в переводе с английского языка, означает «свободная форма», и вязать в этой технике, на первый взгляд, сложно. Но на самом деле освоить её может и начинающий. Основательница этого интересного направления в вязании Пруденс Мапстоун (Prudence Mapstone) буквально взорвала интернет, приобретая все больше последователей по всему миру. Как рассказала нам Лариса Михайловна, в этом вязании используются остатки ниток и различные приёмы вязания крючком и спицами. Сначала разными способами безотрывно в технике нерегулярного вязания вяжется отдельный элемент, модуль. Затем из отдельно связанных участков собирается полотно. В работе используется контрастная по цвету и фактуре пряжа, а также бисер, бусины, ленты, мех, кожа. Главное здесь – чувство стиля и меры. Одна из учениц Ларисы Михайловны – Ольга Захарченко настолько серьёзно увлеклась фриформом, что создала собственную мастерскую.

Способов и техник вязания на самом деле много, каждому можно посвятить отдельную статью. Вспоминая свою молодость, Лариса Михайловна отмечает, что в советские времена не было столько возможностей: выбор пряжи был небольшой, цветовая гамма оставляла желать лучшего. Современный человек не знает подобных проблем, нитки любого качества и фактуры всегда в распоряжении как профессионала, так и начинающего. Вязание крючком даёт огромные возможности для воплощения любых идей. Изделия, связанные крючком, можно носить и летом, и зимой, чего не скажешь о спицах, которыми по-прежнему вяжут только тёплые вещи. Сегодня любителям доступны профессиональные журналы по вязанию, которые дают толчок для дальнейшего развития. В своей работе Лариса Михайловна всегда использовал один принцип – от простого к сложному. Не имея художественного образования, она долгие годы самостоятельно осваивала сложные схемы вязания.  И всегда старалась сделать все правильно, как должно быть.

Как человек неравнодушный, мастерица много говорит о судьбе современных ребятишек. По мнению Ларисы Михайловны урок труда должен быть в школе наравне с математикой и русским языком. В любом рукоделии развивается моторика рук, голова становится лёгкой, мозг работает без напряжения. Детям не рассказывают и не показывают элементарных навыков. В их глазах нет интереса. А ведь вязание существует много веков и первоначально было мужским ремеслом. Высоцкая отмечает, нас с детства не приучают к красивым вещам, и как следствие, мы не умеем их носить. Наши женщины в отличие от иностранок не готовы носить изделия ручной работы. По этому поводу, мастерица искренне недоумевает. Посмотрите любой сериал, говорит Лариса Михайловна, нет ни одного, где бы героиня и кто-то из её близких не укутался в тёплую шаль. У нас же за хвалебными отзывами нет настоящего желания одеть ту или иную вещь.

Сожалеет Высоцкая и об отсутствии в областном центре галереи прикладного творчества, где иркутяне и гости города могли бы познакомиться с работами иркутских мастериц. Жаль, что нет у мастеров большой школы ремёсел, где можно продолжить своё дело, где они смогли бы обучать взрослых и детей. Многие из этих вопросов неоднократно пытались решить и Ассоциация «Оникс», и «Союз народных мастеров Прибайкалья», обращаясь за поддержкой к городской и областной Администрации, но воз и ныне там. А жаль, ведь мастеров, подобных Ларисе Михайловне, ищут и собирают по всей России на Всероссийской выставке ремёсел «ЛАДЬЯ».

За 10 лет Лариса Михайловна связала более 50 шалей. Сегодня, обладая огромным опытом, мастерица без труда вяжет одну шаль в неделю. Из всех учениц Натальи Александровны Андреевой она - единственная продолжает участвовать в выставках и заниматься просветительской деятельностью. Две ученицы Высоцкой сейчас готовятся к большому выставочному проекту, который весной планирует провести «Союз народных мастеров Прибайкалья». Лариса Михайловна - цельный человек, в жизни всего добилась благодаря двум качествам – редкой усидчивости и привычке все дела доводить до конца. Пожелаем же ей оставаться верной своим принципам, продолжать развиваться и реализовывать творческие планы. Ведь вязание, по словам мастерицы, это бесконечная учёба!

Инга Ермолаева

Фото автора, а также "Союза народных мастеров Прибайкалья"

 

 

Обновлено 25.12.2013 13:58

«При солнышке тепло, при матери добро».

  • PDF

 

8 ноября в шелеховском городском музее открылась уникальная выставка «При солнышке тепло, при матери добро». Это выставка – не просто подарок жителям Шелеховского района    к 20-летнему Юбилею от поселка Большой Луг, который в свою очередь отметил в этом году 55-летие. Это выставка – собрание авторских работ участниц Студии традиционных женских ремесел «Параскева», которой руководит член «Союза народных мастеров Прибайкалья» Наталья Геннадьевна Чебакова. Это выставка – дань современного человека традициям своего народа и прекрасный повод вспомнить все ноябрьские праздники.

Название экспозиции не случайно, с 1998 года в последнее воскресенье ноября, в России отмечается День матери. Этот праздник известен у многих народов с незапамятных времен. Известно, что еще у древних греков существовал культ матери, празднование которого проходило в мартовские дни.

Коснулась выставка и темы символа будущего 2014 года – лошади. Конь, в славянской мифологии, древнейший символ светозарного солнца, призванного светить, греть, животворить и побеждать. Образ солнца, издавна изображаемый в виде солярных знаков, на выставке предстал в виде вязаных салфеток, кругляшей и разнообразных текстильных лошадок. Считалось, что конь приносит счастье, поэтому его изображение укрепляли на самом высоком и видном месте дома - на крыше. Фигура коня была настолько популярной, что впоследствии стала постоянным атрибутом русского быта в виде традиционной игрушки, домашней утвари, посуды, элементов вышивки, резьбы, росписи. Образ этот нашел свое отражение и в сказках - помните, Сивка-бурка, Конек-горбунок.

В ноябре отмечается еще один народный праздник – Кузьминки. 14 ноября, в день Кузьмы и Демьяна, в деревнях и селах провожали осень и встречали зиму. Кузьму и Демьяна считают покровителями семейного очага, святости и нерушимости брака, устроителями супружеской жизни. Они также считались покровителями ремесел, особенно мастеров кузнечных дел и женского рукоделия.

И как здесь не вспомнить 4 ноября - День народного единения. Настоящий праздник душевного единства устроили большелугские мастерицы. Рукотворный покров из 70 квадратных блоков, размером 40х40см, впечатлял красотой, собранной со всей России. Этот юбилейный подарок для родного поселка год назад начали создавать мастерицы студии «Параскева». Сначала покров хотели собрать силами студийцев, а затем Наталья Геннадьевна Чебакова обратились к интернет-сообществу мастериц лоскутного шитья.

Наталья Геннадьевна Чебакова:

«В августе поселок Большой Луг отмечал 55-летний юбилей. Конечно, самым удивительным является то, что женщины со всей России откликнулись и отправили в далекий незнакомый поселок свои поздравления - частичку своих сердец, душ.

Центром нашего полотна является блок, присланный из Ленска. Мы думали, что сделать герб сложно, но наши подруги по творчеству подарили нам такой блок: поезд, мы живем на Транссибе, рядом церковь, фундамент заложен в Большом Луге, наверху дом, птицы, природа, которая нас окружает.

Из Тулы нам прислали 4 блока. В посылке еще была коробка с тульским пряником. И после праздника мы пили чай. Внизу блок, присланный из Щелково, Московская область. Носит название «Пусть сбываются ваши мечты». На обороте есть этикетка - «Ткань 50- х годов ХХ века, СССР. Роспись батик». В Покрове представлены разнообразные техники и отрадно, что в изготовлении многих участвовали опытные российские мастера, их блоки теперь для нас замечательное учебное пособие. Для творчества нет границ. В это время понимаешь, что люди открыты друг для друга, только для этого надо создавать моменты».

Лоскутные блоки были присланы не только из России, но из Молдовы, Швеции. Чтобы рассмотреть и оценить весь покров понадобился ни один час. Тем лучше понимаешь, сколько сил и мастерства понадобилось участницам студии, чтобы собрать воедино все отдельные лоскутные блоки.

Студия «Параскева» существует всего три года, однако о  её успехах известно далеко за пределами района. Весной 2012 года студия стала участницей IХ конкурса социальных проектов, организованного Благотворительным фондом им. Григория Шелехова, где выиграла грант за проект «Радость творчества». На эти деньги студийцы купили швейную машину, приспособления для лоскутного шитья и для ткачества поясов. Осенью того же года работы студии стали украшением уютного зала музейной студии иркутского краеведческого музея на областной выставке «Прибайкальские ремесла. 75 лет Иркутской области». В этом году, «Параскева» отметилась на двух фестивалях – Фестивале народной и городской культуры «Четыре стихии под небом Иркутска» и Фестивале «Прибайкальские ремесла. Экология творчества»  в 130 квартале. Участие в подобных проектах дал студии импульс для развития, результатом которого стала новая экспозиция.

Интересен тот факт, что многие творческие студии, мастерские, клубы по всей стране носят название «Параскева». Объяснение этому дала Наталья Геннадьевна:

«У нашего народа наравне с Николаем-Чудотворцем и Богородицей особым почитанием пользовалась Святая великомученица Параскева. Она жила в III веке, в Иконии. 10 ноября - День памяти великомученицы Параскевы. С греческого «Параскева» переводится как «Пятница». Она - покровительница  семейного благополучия и женских ремесел, особенно прядения и ткачества. Она учила своими руками прясть неразрывную нить, связующую нас в единое целое в непрерывной истории человеческого существования. Параскева обращает к своим корням, и не только в культуре бытовой, но и духовной. По стране сегодня много женских объединений с таким названием. Родоначальником этого движения в России стала петербургская художница Светлана Комарова, к сожалению, уже ушедшая в другой мир, но нить связующая прошлое и настоящее, заложенная ею продолжается».

В большелугской студии «Параскева» занимаются  в основном женщины-пенсионеры. Всем им от 55 до 65 лет. Костяк составляют 10 человек. Возвращаясь домой, всё, чему они научились, показывают внукам. Внуки - это и мальчики тоже, часто приходят на занятия в поселковую библиотеку, где студийцы собираются по пятницам. Больше всего Наталью Геннадьевну радует, что женщин поддерживают их семьи. Мужья и взрослые сыновья с радостью отзываются на все их просьбы. Ведь семья понимает, что занимаясь здесь, женщина расцветает в своей сути. Ведь основной идеей «Параскевы» является не рукоделие ради рукоделия, а осознание своей женской сущности.

10 ноября обряжается символическая фигура Параскевы, все готовятся показать свое мастерство. Атмосфера женского праздника и праздника ремесла царила на открытии выставки.

Основными направлениями работы студии «Параскева», являющейся творческим объединением «Культурно-спортивного центра «Большой Луг», стали изучение и изготовление народной текстильной куклы, вязание крючком, лоскутное шитье, изготовление поясов в технике плетения и ткачества, плетение корзин из текстиля и лозы.

По словам Натальи Геннадьевны, кукла очень притягательна для женщины. Кукла сохранила в себе знания, через которые мы можем растить детей. Через куклу мы знакомим детей со своей историей. Когда идет разговор про куклу - начинается диалог: глаза ребятишек загораются, возникают вопросы, детям становится интересно. На выставку в Шелехов «Параскева» привезла куклы материнства, свадебные куклы.

Вдохновительницами второго направления - вязание крючком являются замечательные мастерицы Татьяна Федоровна Азовская и Елизавета Петровна Стребкова. Их работы - потрясающе легкие, нежные шали одной и уютные тапочки и сапожки другой были представлены в экспозиции.

Еще одна мастерица - Ибрагимова Людмила Николаевна свою любовь к лоскутному шитью  демонстрирует не только в родном поселке, но и в своих поездках за рубежом. Так во время путешествия по Франции, её коллекция текстильных бус и сумочек покорила француженок, которые серьезно заинтересовались техникой изготовления мелкой лоскутной пластики.

Наталья Геннадьевна Чебакова руководителем студии стала не сразу. Позади 15 лет педагогического стажа и постоянного притяжения к необъятному миру народной культуры. Сегодня большую часть её времени занимает образовательная деятельность для взрослой аудитории и собственное творчество. Она обучает не только жителей поселка Большой Луг, но и проводит занятия в Салоне-мастерской «Русская изба» при Культурно-досуговом Центре «Очаг» и в Городском музее города Шелехова. Вместе с «Союзом народных мастеров Прибайкалья» Наталья Геннадьевна передает накопленные знания  и жителям области: в течение этого года, в рамках  губернаторского проекта «Деятели культуры и искусства – жителям Иркутской области» она посетила п.Ербогачен, п. Магистральный. Еще в 8 территориях Н.Г.Чебакова вместе с Областной юношеской библиотекой им.Уткина провела мастер-классы по кукле. На занятиях были и дети, и взрослые. Обстановка была радостной: и оттого, что люди были готовы принять те знания, которыми приехала поделиться руководитель студии «Параскева», и оттого, что вновь состоялся диалог между разными поколениями.

Для Городского музея им. Г.И. Шелехова выставка «При солнышке тепло, при матери добро» стала неординарным событием. Очень тепло отозвалась об экспозиции Директор музея Наталья Ивановна Волкова:

«Выставка, на мой взгляд, уникальная. Во-первых, в таком большом количестве именно лоскутное шитье представляется в музее впервые. Каждое изделие – это авторская работа. Здесь представлено 273 работы. Мастера, которые своим трудом, теплом создавали эти работы, создавали не только образ изделия, они подбирали ткань, текстуру, технологию. Всё выдерживается в тех исконно традиционных техниках, которые передавались из поколения в поколение. Многое, что утрачено, сейчас возрождается в традиционных ремеслах - и это очень важно. Если 5-10 лет назад это были единичные мастера, то сегодня проходят конкурсы «Народный мастер». Наталья Геннадьевна входит в «Союз народных мастеров Прибайкалья», который известен далеко за пределами области.

Во-вторых - это творчество однозначно. Нет двух одинаковых людей, нет двух одинаковых выставок, нет двух одинаковых изделий. Этот покров состоит из квадратных блоков, которые отправили со всей страны. Большой луг обратился к мастерам, и вся страна откликнулась, вот это душевное единение всех - отправить кусочек своей души, чтобы он стал символом района, творческим подарком.

Для нас, это прежде всего новый, совсем другой посетитель. Только что завершилась выставка, посвященная 90-летию комсомола, там посетитель был другой: люди приходили, делились воспоминаниями, впечатлениями, были очевидцами истории. Это выставка, которая по крупицам собрала технологии и технику изготовления 18-20 века. То, что сейчас производят мастера - это интерпретация изготовления на современных материалах новой техники. Музей признан не только аккумулировать, сохранять материалы в фондах, передавать из поколения в поколения, но прежде всего, пропагандировать мастеров и умения этих людей. Поэтому мы с радостью называем поименно тех людей, которые создают подобные вещи. Для нас - это маленький душевный подвиг каждой женщины, которая изучает, сохраняет, создает, и самое важное находит время, ведь есть и хозяйство, и семьи, и внуки. Поэтому для нас - это гордость за наших людей!»

Выставка «При солнышке тепло, при матери добро» в Музее им. Григория Шелехова стала открытием и для местных ребят. Более 25 школьников слушали рассказы Натальи Геннадьевны, наблюдали за работой мастериц студии «Параскева», бережно дотрагивались до музейных экспонатов, среди которых есть и 100-летние экземпляры. Открытие выставки сопровождалось выступлением фольклорного ансамбля «Зоренька», солистки которого через песню, шутку и прибаутку постарались воссоздать атмосферу русских народных праздников. Познакомиться с экспозицией и авторскими работами мастериц студии «Параскева» можно до конца ноября.

Инга Ермолаева

Фоторепортаж "Большелугский Покров" И.Ермолаевой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обновлено 19.11.2013 12:14

Виктор Ирбулатов: "Сколько красоты - разве нарисуешь это всё!"

  • PDF

Виктор Ирбулатов. Фото Николая Ошкай. Сайт www.epochtimes.ru9 июня известному резчику по дереву Виктору Биктимировичу Ирбулатову исполняется 65 лет. Скромный труженик, мастер, находящийся в постоянном творческом поиске, ценитель, не перестающий восхищаться красотой и мудростью природы Виктор Биктимирович из тех людей, кого называют «солью земли». 

Родом из Башкирии, большую часть своей жизни Ирбулатов прожил в Усть-Илимске. Сюда он приехал по комсомольской путевке, сразу после армии. Многое связывает Виктора Биктимировича с этим городом: здесь он познакомился с будущей женой и единомышленницей - Ниной Степановной, здесь родились их дочери, здесь, путешествуя по окрестным лесам, он начал видеть и ценить красоту дерева. Немаловажную роль в развитии мастера сыграла и усть-илимская Школа ремесел, где, его по собственным словам, он больше учился, чем преподавал. 

Виктор Биктимирович занимается сразу несколькими видами обработки дерева. Он - единственный резчик в Иркутской области, кто давно и серьезно работает с «щепной птицей». Знаменитая деревянная птица с тонкими волнистыми крыльями и хвостом родом из Архангельска, но заслуженно пользуется любовью резчиков по всей России. Более 30 лет назад Виктору Биктимировичу на глаза попалась книга о «щепных птицах», вызвав неподдельный интерес к этому виду резьбы. А интерес, по словам Ирбулатова, заставляет вникать в самую суть. Сколько книг по резьбе было перечитано им в библиотеках, заказано друзьям и знакомым, по крупицам собрано в поездках. Сегодня в домашней мастерской Ирбулатова хранятся десятки «щепных птиц», большие и маленькие. О каждой из них мастер говорит с огромной любовью: «Стараешься сделать, чтобы она понравилась людям, чтобы хотелось в руки взять. Её особенно выбираешь! Иногда бывает половину дела сделал, одно крыло готово, а во втором - смоляной карман открылся, все - выбрасываю. И всегда находишь, что там подправить, чтобы идеально, люди же смотрят, люди принимают это все!» - делится Виктор Биктимирович. «Щепные птицы» Ирбулатова высоко оценил старейший резчик России, знаменитый мастер Михаил Давидович Ильяев. Такой тонкости пера, такого рисунка пера, такого ажура мэтр еще не видел. Понравились Ильяеву и другие работы Виктора Биктиморовича. Много лет Ирбулатов занимается «лесной» скульптурой и резьбой по капу.

Лесная скульптура В.Ирбулатова«Природа, какая она - мудрая! Лес часто дает что-то интересное, чем-то привлекательное, наше дело - только подметить это! Форма, текстура, красота самого дерева – вот это все меня завораживает!» - говорит мастер. Именно вИрбулатовские капы. Фото Николая Ошкай. Сайт www.epochtimes.ru березовых капах резчик воплощает любимые рассказы канадского писателя Чарльза Робертса. Трогательные истории о дикой природе Северной Америки глубоко запали в душу Виктора Биктимировича. Вот как он описывает происходящее на одном из капов: «Охотник и медведь услышали треск. Что за треск? Это тюлени пробивают лунки, чтобы дышать. Под северным сиянием медведь и охотник отправляются за добычей. И здесь разыгрывается драма: медведь бьет тюленя, а охотник бьет медведя». Много лесов обошел мастер: на пути ему попадаются капы редкой красоты. Невероятная текстура одного из капов напоминает блики: разная плотность дерева создала невероятный эффект. «Каповская текстура — это игра красок и цвета, словно у драгоценного камня подсмотрена. В природе все, действительно, взаимосвязано - камни, дерево» - рассказывает мастер.

"Лесная скульптура» Ирбулатова настраивает на философский лад. Простой сучок или коряга оборачиваются в руках Виктора Биктимировича то птенцом, то аистом, а то и «Одой любви». Небольшая композиция стала стала символом семьи Ирбулатовых. Три года назад вместе с супругой, мастерицей-рукодельницей Ниной Степановной он переехал из Усть-Илимска в Иркутск, поближе к дочерям. Творческий тандем Ирбулатовых в разные годы был отмечен на выставках и фестивалях в Усть-Илимске, Иркутске, Москве. 37 лет супруги поддерживают друг друга в любом начинании. Нина Степановна в совершенстве владеет несколькими видами женского рукоделия. Нередко в работе ей требуются совсем «неженские» инструменты. И Виктор Биктимирович с легкостью решает техническую сторону вопроса. Вот и в нашу рубрику, посвященную мастерам-юбилярам, Ирбулатовы внесли свою долю новизны, практически дав нам семейное интервью. 

«Это «Ода любви»! Встреча двух сердец! Они притяжены, связаны. Здесь можно задать вопрос,Нина и Виктор Ирбулатовы что важнее - опора или поддержка? Если опору убрать - композиции не существует, она падает. Или важнее поддержка? Может то и другое. Это устремленная вверх женщина, а вот мужчина несет, держит её» - объясняет смысл композиции Виктор Биктимирович.

irbulatov7Виктор Биктимирович работает с различными материалами: сосна, пихта, яблоня, крыжовник, корень малины, капы, корень березы. Последние полгода мастер трудится в новом направлении - изучает и создает флейты. Некоторые ученые утверждают, что народы Сибири, Алтая и Северной Америки имеют одни корни, а их инструменты имеют одно звучание и мотивы. В течение нескольких минут Виктор Биктимирович играет на флейтах: звуки отличаются в зависимости от плотности и породы дерева. Несмотря на кажущуюся простоту, это очень тонкий инструмент. Достаточно микроскопической неточности, доли миллиметра и инструмент звучит совсем по-другому. 

Мастер всегда открыт новым идеям. Много задумок и мыслей появилось у него после после поездки на Всероссийский ремесленный фестиваль «Ладья», где вместе с другими именитымиРабота Виктора Ирбулатова мастерами он представлял Иркутскую область: «Этот фестиваль - масштаб всего творчества России. Сколько творческих людей! Мастеровым людям нельзя творить в пустоту, нужно обязательно показывать, нужно, чтобы это кому-то понравилось. Такие выставки обязательно нужны - такую подпитку дают!» На фестивале Виктор Биктимирович познакомился с резчиками по кости и рогу, и перенял от них несколько идей, вполне подходящих для дерева.

Резьба для Ирбулатова сродни музыке или живописи: «В мире семь нот, а сколько мелодий - оперы, вальсы, симфонии, семь цветов, а сколько картин - пейзажи, портреты. Один пишет 10 лет, другой 30 лет, а кому-то и недели хватит. Так и в резьбе: тянет душа к чему-то, значит раскрываешь это, идешь по этому пути, так и складываются компоненты моих работ». 

В канун своего юбилея Виктор Биктимирович с благодарностью вспоминает людей, которые в свое время поддержали его творчество. С большим уважением он говорит о Елене Николаевне Михеенковой из Усть-илимской Школы ремесел, об усть-илимском резчике Николае Федоровиче Милькове, у которого многому научился и стал многое понимать, об иркутских коллегах - Галине Яковлевне Березиной из ассоциации "Оникс", первой из иркутян подметившей резчика и Лидии Михайловне Мельниковой, пригласившей Виктора Биктимировича в «Союз народных мастеров Прибайкалья».

Несмотря на возраст, мастер полон энергии и ведет активную выставочную и просветиттельскую деятельность. Только в прошлом году Виктор Биктимирович принял участие в трех крупных проектах: в V Международном фольклорном фестивале «Интерфолк в России» (г.Санкт-Петербург), в XIII Выставке – ярмарке народных художественных промыслов России «ЛАДЬЯ.Зимняя сказка» (г.Москва), в выставке «Прибайкальские ремесла» Иркутский областной краеведческий музей (г.Иркутск).

За творческие достижения и активную общественную деятельность по возрождению народных художественных ремесел Виктору Биктимировичу Ирбулатову присвоено звание "Народный мастер Иркутской области".

Инга Ермолаева

Фото Николая Ошкай , Виктора Ирбулатова и Инги Ермолаевой

Обновлено 14.06.2013 08:13

Ольга Ярославцева: «Главное - творение рук человеческих!»

  • PDF

О.Н.Яросалвцева с ученицами. Фото Лены Давидович Сегодня мы поздравляем с Юбилеем Ольгу Николаевну Ярославцеву - бессменного руководителя Мегетской керамической студии, педагога с 25-летним стажем, дважды лауреата Губернаторской Премии, призёра Всероссийского фестиваля «Сибирь мастеровая-2012».

Это лишь небольшой список её наград. Ольга Николаевна - Мастер с Большой буквы, и как художник, и как наставник. За 17 лет работы в Мегетской Школе искусств она подготовила и дала путёвку в творческую жизнь десяткам талантливых учеников. Многие из них сегодня студенты и выпускники Красноярского Художественного института, Иркутского Технического университета, иркутских Художественного училища и Училища искусств. Дизайнеры, архитекторы, художники, мастера декоративно-прикладного творчества - все они начинали свой путь в маленькой керамической студии посёлка Мегет.

К самой Ольге Николаевне увлечение лепкой пришло в далёком прибалтийском детстве, в Литве. Сегодня производители предлагают большой выбор материалов для прикладного творчества, а в те времена дети лепили игрушки из всех подручных средств, даже из грязи. Тогда же маленькая Оля впервые увидела фигурки из солёного теста, их лепила её тётушка. Правда, потом увлечение забылось: Ольга Николаевна с семьёй много переезжала.

Однажды, с подружками, она попала на Хайтинский фарфоровый завод, и, вспомнив детское увлечение, твёрдо решила пойти учиться в заводское училище. Но по возрасту не подошла. Как же она просила Ольга Ярославцева. Фото Инги Ермолаевойпедагогов взять её на обучение, обещала учиться на «отлично» и своё обещание сдержала: в 1973 году Ольга окончила училище с красным дипломом. Дирекция завода даже хотела отправить лучшую студентку учиться в Москву, в Институт керамики. Но молодость берет своё, вскоре девушка вышла замуж и переехала в Мегет. Именно здесь в небольшом посёлке Ольга Николаевна состоялась как педагог и керамист. 

В трудные 1990-е годы, когда не было работы, и мегетские родители были вынуждены уезжать на заработки, оставляя своих детей на бабушек и школу, в посёлке появилась «Школа искусств». На работу, в эту школу, Ольгу Николаевну пригласила Зинаида Семёновна Буркова - Директор музыкальной школы, на базе которой и появились новые отделения: эстетическое, театральное, эстрадное, танцевальное, отделение народного творчества. И потянулись сюда ребятишки. 

1 5 20120518 2013057465Сегодня только в керамической студии Ярославцевой занимаются более 200 учеников, а ведь ещё есть взрослые – не меньше 40 человек посещают мегетскую «Школу ремёсел». Одновременно в классе занимаются до 25 ребят. Конечно, каждому из них нужно внимание и одобрение. И для Ольги Николаевны нет лучше награды, чем счастливые глаза детей и их родителей.

В первые два года ребятишки определяются, что им больше по душе: лепят из всего что можно - из глины, из теста, и всё, что могут придумать сами - панно, кулончики, фигурки. Самое дорогое, по мнению Ольги Николаевны, детский труд. Ребёнок начинает творить сначала что-то неказистое, но уроки не проходят даром, и вот уже бережно он несёт свой керамический «цветок» маме. И радуется педагог: радуется желанию ребят - обучиться, радуется приходу в студию женщин – их мам и бабушек, радуется их стремлению приобщиться к творчеству.

Ольга Николаевна известна не только как педагог, её работы отмечены на областных и региональных фестивалях. Так, осенью 2012 года, она заняла II место в номинации «Художественная керамика» на конкурсе «Сибирь мастеровая». Награда эта стала для неё приятной неожиданностью. Ведь она и не думала о победе, когда лепила своего медведя. Медведь, по словам Ольги Николаевны, символ России, символ Сибири, потому, что никакой другой зверь не передаст так характер русского человека. По медвежье морде никогда не понять, что у медведя внутри, добрый он или злой, он всегда выглядит добродушным. Так и русский человек, он всегда добрый, никогда не покажет агрессии, но со злом к нему лучше не подходить. 

В том же, 2012 году Ольга Николаевна получила Премию Губернатора Иркутской области в области культуры. Кстати, это не первая Премия Губернатора, впервые педагога отметили в 2007 году. К слову, почти всеРабота М.Зарубина (п.Мегет) оборудование в керамической студии было приобретено благодаря гранту за совместный проект Ольги Николаевны, её коллеги Татьяны Александровны Ценуниной и директора Школы Искусств Любови Павловны Качан. 

Вот что говорит Любовь Павловна Качан о своей коллеге: «В первую очередь, Ольга Николаевна – большой энтузиаст. У неё очень много идей, которые она воплощает на таком высоком уровне! Такие красивые вещи создаёт! Недавно для японской делегации она сделала подарок, в виде карусели. Талантливый, трудолюбивый, очень отзывчивый человек. А как она любит детей. С ней легко работать и результаты у неё всегда хорошие. В 2009 году Ольга Николаевна признана лучшим работником дополнительного образования детей Ангарского района».

Сегодня многие приглашают Ярославцеву провести мастер-класс. Именно с такого мастер-класса началась дружба Мегетской Школы искусств с «Ротари - клубом», который уже 8 лет организует поездки ребят на различные мероприятия. Ученики выезжают на пленэры, как волонтёры, участвуют в проекте «Большая Байкальская тропа» (ББТ), посещают региональные конференции. Ольга Николаевна – многогранный человек, состоявшаяся в профессии, в семье. Выросшая в многодетной семье, она сама - мама четверых детей. При этом Ярославцева, несмотря на то, что её день расписан по минутам, постоянно учиться. Сначала с красным дипломом она окончила Педагогическое училище, потом Технический университет (ИрГТУ), по специальности «Искусствовед», а сейчас учиться в Народном университете культуры. При этом она всегда находит время на творческие встречи со своими единомышленниками - керамистами из иркутского объединения «Данко» и «Союза народных мастеров Прибайкалья».

Лидия Михайловна Мельникова, председатель «Союза народных мастеров Прибайкалья»:
«Ольга Николаевна - человек творческий и очень неравнодушный. Постоянно повышает свой профессиональный уровень: посещает семинары, курсы, участвует в выставках различного уровня, проводит открытые уроки, мастер-классы, организовывает выездные мероприятия. «Народный мастер» по керамике, за свои заслуги она неоднократно отмечена дипломами и благодарственными письмами».

Работа М.Зарубина (п.Мегет)Не отказывается Ярославцева и от дальних поездок. Одним из самых памятных моментов стала её поездка в Литву, в 2009 году. Там Ольга Николаевна побывала на Фестивале народных промыслов, где открыла для себя новую технику изготовления керамических свистулек. В канун своего 55-летия Ольга Ярославцева мечтает об одном, чтобы кто-то из её учеников вернулся в «Школу искусств» и продолжил её дело. Пока никто не вернулся. Правда, три года назад у неё появилась замечательна помощница – Марина Павловна Наумчик. Она тянется к детям, дети тянутся к ней, а это для педагога - главное. 

В свой Юбилей Ольга Николаевна вспомнит и тех, о ком особенно болит душа. В этом году, в Красноярский Художественной институт поедет поступать Михаил Зарубин - самый яркий из последнего выпуска студии. «Талантом от Бога» называет его Ольга Николаевна и верит, что у него все получится.

Михаил Зарубин в свою очередь называет педагога «второй мамой» и главной вдохновительницей: «Она меня всегда вдохновляла, всегда поддерживала, помогала. 4 года учёбы у неё – для меня лучшая практика. Когда я защищал Диплом в Политехническом колледже, при неправильном обжиге разорвало мои скульптуры. Ольга Николаевна подсказала, как их восстановить. В результате я защитился на «отлично». Здоровья ей, процветания и благополучия!» 

Три века назад Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью…». Пока в Сибири живут такие талантливые и неравнодушные люди, как Ольга Николаевна Ярославцева, пророческие слова будут находить своё подтверждение.

Инга Ермолаева

Фото автора и Лены Давидович (Ангарск)

Обновлено 18.05.2013 20:28

ЦДТТ г. Иркутска:«Главное – показать детей одаренных!»

  • PDF

К 35-летнему Юбилею Центра детского технического творчества г.Иркутска

Сарапулова Назира МажитовнаВ конце прошлой недели в Иркутске произошло событие, имеющее несомненную ценность для будущего нашего города. Второй городской конкурс проектов моделирования и конструирования « От идеи до модели» объединил более 200 учащихся 30-ти иркутских школ и учреждений дополнительного образования. 54 участника были отмечены авторитетным жюри в номинациях «Юные изобретатели – миру техники» и «Юные мастера – миру красоты». Чтобы у детей была возможность показать и защитить свои работы, без спешки и суеты, конкурс проводился в дни весенних каникул. Тогда же прошла и церемония награждения.

Идея конкурса принадлежит городскому Центру детского технического творчества (ЦДТТ), который в этом году отмечает 35-летний Юбилей. 10 лет его бессменным руководителем является Назира Мажитовна Сарапулова. Работая в Центре более 20 лет, она видела немало удивительных вещей, созданных детскими руками. По устоявшейся традиции, Центр является организатором городских выставок детского технического и прикладного творчества, но в прошлом году было решено организовать новый конкурс, отличающийся новой формой проведения.

Назира Мажитовна Сарапулова, директор Центра детского технического творчества (ЦДТТ):
«Почему мы к такой форме пришли: когда мы идём на выставку мы видим работу, ребёнка практически не видим. А когда ребёнок защищает свою работу, тогда видно, сколько души он в неё вложил. Конкурс идёт 3-4 дня и поделён на две номинации, как бы для мальчиков и девочек, «Юные изобретатели – миру техники» и «Юные мастера – миру красоты». Положение разрабатывалось заранее и было разослано уже в конце того года. Так что педагоги могли сориентироваться, в каких номинациях ребятишки могут участвовать. Слушали каждый день: ребёнок приходит, делает презентацию, объясняет актуальность этой работы, её ценность, рассказывает, кто ему помогал. Потом выбираются лучшие работы. По сравнению с прошлым годом защита работ была более качественной. В том году было очень много прикладников: техническое творчество более энергоёмкое, материалоёмкое и по длительности - быстро его не сделаешь. Поэтому есть работы, которые ребята начали ещё в прошлом году, за два года они их завершили и выставили уже в этом году. Конечно, больше внимание мы уделяем техническому творчеству. Мы же - единственные в городе. Мы его всячески поддерживаем, лелеем и педагогов, и детей».

Среди технических объединений, представивших свои проекты в номинации «Юные изобретатели – миру техники» был и кружок "Робототехника" из школы №80. Несмотря на то, что объединение существует всего год, ребята достигли больших успехов. Руководит ими учитель технологии школы №80 и педагог дополнительного образования «Центра детского технического творчества» Юлия Викторовна Перевалова:

Кружок робототехники школы №80«В октябре прошлого года мы взяли I место в Красноярске со старшей группой. Младшая группа заняла там I место по проекту. Через неделю мы поехали в Москву, на робототехнический фестиваль, где младшие тоже Максим Рыбаков взяли I место. А старшие заняли там V место, но это был всероссийский уровень соревнований, т.е. достаточно высокий. В январе мы заняли I место в наших региональных соревнованиях. Там были представлены команды из Братска, Ангарска, наша команда и команда Энергоколледжа. Здесь, на конкурсе старшие ребята – Нестеров Егор и Ваньков Александр взяли I место за эту модель. Этот робот предназначен для игры ring it up, это одно из направлений робототехники. Робот нацелен на выполнение задания: снимать с боковой стойки кольца и переносить их на центральную стойку, набирая определённое количество баллов. Такой вот соревновательный интерес!».

Назира Мажитовна также отметила исследовательскую работу участника компьютерного кружка ЦДТТ Анохина Алексея, который представил программу, борющуюся с вирусами-блокираторами. Кружок под руководством педагога Кузнецова Александра Владимировича в этом году впервые принял участие в городском конкурсе.Помимо широко представленного технического творчества, в новом конкурсе появился и ряд новшеств. Так, отмечено снижение возраста участников: среди победителей есть ученики первых классов. Также в этом году, по сравнению с прошлым, было больше семейных проектов.

Павел Тумаков со своим педагогом8-летний Павел Тумаков представил на конкурс макет танка «Иркутский комсомолец». Историю танка он изучал вместе с дедушкой, который помогал ему делать макет. А 12-летний Максим Рыбаков вместе с отцом изготовил деревянную «книгу-пенал» с секретом.

Как и в прошлом году среди участников конкурса было много прикладников. В номинации «Юные мастера – миру красоты» традиционно ярко выступило творческое объединение "Клад" из «Центра детского творчества» г.Иркутска. Педагоги «Клада» Короткина Мария Ивановна и Мочульская Ирина Анатольевна работают на этом поприще уже 18 лет. Девочки их последнего выпуска, занимающиеся в студии 9 лет, представили на конкурс коллекцию украшений из природных материалов - семечек, косточек, сухоцвета, а также копии старинных натюрмортов, выполненные в тестопластике.

Педагоги ЦДТ Короткина Мария Ивановна и Мочульская Ирина Анатольевна:
«Мы копируем мастеров мирового искусства - делаем их в рельефе. Каждая из девочек выбрала для себя какой-то шедевр и выполнила его в тестопластике. У нас коллектив очень дружный, как одна семья. Активный отдых - вместе, занятия - вместе, и труд, труд, труд бесконечный. Причём одной техникой заниматься скучно: девочки осваивают до 9-10 техник. Есть у нас очень сложная техника, которую мы сами, не скажем, что придумали - внедрили. По крайней мере, темы для этой техники - это наше авторское. Называется она бумажная мозаика. Берём старые глянцевые журналы и делаем из мельчайших кусочков цветной бумаги копии подлинников известных художников. Картина получается состоящая из крупных светящихся мазков, красок. Очень хорошо в этой технике смотрятся импрессионисты. Девочки у нас помимо того, что делают всё своими руками, они расширяют свой кругозор. Они знают очень многих художников, они знают их картины, они влюблены в искусство, в творчество. В общем, это у нас такое содружество единомышленников!»

Работы учениц Короткиной и Мочульской действительно впечатляют. Три призовых места достались их воспитанницам. Среди них особо выделяется «Старинный натюрморт» Розы Чинь-Чонг, выполненный в
Роза Чинь Чонг тестопластике и поражающий тонкостью и изяществом работы:

«Эта работа уникальна тем, - отмечает Роза, - что мы впервые расписали её не гуашью, а простой акварелью. Она даёт такую прозрачность. Поверх акварели мы немножко подбеливали, чтобы придать работе чистоту свежести. Это копия натюрморта русского художника Ильина "Цветы и фрукты". Консистенция теста здесь 1 к 2, 2 стакана муки, стакан соли и водичка. Самое сложное в композиции повторить всю изящность цветов с картины, увидеть этот рельеф. Добивалась я этого долго. Каждый лепесточек очень долго, кропотливо пыталась вылепить. Работала и стеками, и ножичками, и вилочками и фломастерами. Где-то преподаватели, конечно, помогали».По словам Назиры Мажитовны, здесь налицо результат труда педагогов. Сначала дети ходят в кружки, чтобы получить определённые знания, но потом идут «на педагога».

Среди других работ прикладного творчества Назира Мажитовна отметила «Акссесуары из кожи», выполненные ученицами Дома детского творчества №5. Алена Агарышева и Кристина Присмак заняли I место в номинации «Юные мастера – миру красоты. Изделие» за то, что дали вторую жизнь старым вещам.

ДДТ №5Много интересного было показано и рассказано в день награждения. По словам Назиры Мажитовны, главное для Центра, «показать не большое количество детей, а показать детей одарённых». Благо, теперь у центра есть возможность проводить общегородские праздники детского творчества. Два года назад ЦДТТ переехал в новое двухэтажное здание по ул.Театральная, 21.

О том, где и в каких условиях работал центр все эти годы, Назира Мажитовна вспоминает с грустью:
«Мы всего второй год в этом здании. Раньше были в квартире. Начинали вообще в 19 школе - два кабинета. Потом у нас был на задворках на Медведева детский сад, это район Каи. Позже мы жили в двух квартирах, приспособленных в мкр. Университетский. Потом был клуб Завода радиоприёмников. Он и сейчас за нами остался. В школе №55 были. Фактически мы только обжились».

Центр детского технического творчества – единственное детское учреждение технической направленности в Иркутске. Его педагоги ведут занятия во многих кружках города. Их высокий уровень подтверждаются участием во всероссийских и межрегиональных технических соревнованиях. Кроме того, на базе центра существует ряд уникальных объединений, таких как, например, авиамодельный кружок Школы №75, кордовые модели которого можно увидеть на соревнованиях в мае этого года.
В Центре отремонтировали мастерские, запустили Детское телевидение, всячески поддерживают робототехнику. В этом году ЦДТТ заявил о себе и на общегородском мероприятии: в Неделе неформального образования участвовали восемь педагогов центра, мастер-классы, которых прошли на "Ура"». Сегодня здесь занимаются более тысячи ребят, и может быть через несколько лет, кто-то из них станет знаменитым ученым или изобретателем, которым будет гордиться вся Иркутская область.

Инга Ермолаева

Фото Надежды Романовой и Инги Ермолаевой

Обновлено 06.11.2013 12:03

Ай да Мастер: