Сообщество мастеров | Ай да мастер

15 декабря 2017

Сообщество мастеров Ай да Мастер

К юбилею

"Antiquo More": «Нам хотелось Бала».

  • PDF

Юлия и Александр Ореховы. Фото А.ПлотниковаВ музее «Усадьба В.П.Сукачева» открылась новая выставка «По старинному обычаю». Экспозиция посвящена Юбилею исторических танцев в Иркутске. Десять лет назад, весной 2003 года, в городе начались первые занятия по старинным танцам. Вместе с танцами в жизнь молодых людей, пришедших на те занятия, прочно вошла составляющая любого исторического проекта - реконструкция костюмов и аксессуаров различных эпох. Сегодня на выставке собраны материалы, посвящённые истории придворных европейских танцев, бальные костюмы и аксессуары того времени. Большинство экспонатов создано руками участников Студии старинного танца "Antiquo More" - организатора выставки. О рукотворной части проекта мы попросили рассказать руководителей студии Юлию и Александра Ореховых.

Юлия, Александр, поздравляем Вас со столь знаменательным событием! 10 лет назад в Иркутске появилась уникальная студия…

- Строго говоря, 10 лет назад, ни о какой студии мыслей не было. Была компания, которая хотела танцевать, хотела Бал. И тем удивительнее, что́ из этой идеи выросло и что́ мы сегодня презентуем здесь, на выставке. Интересная нам танцевальная культура начинается с позднего Средневековья, когда письменных источников толком не сохранилось, а только фрески и изображения в разных средневековых кодексах. И дошла до нас музыка, под которую определённо танцевали. Реконструкция этого периода - это попытки понять и придумать, чтобы это могло быть. С середины XV века есть письменные источники: сначала манускрипты, а потом и печатные книги, в которых описывались схемы танцев, описывалась процедура балов. И читая это всё, мы можем себе представить, как это было в то время.

Т.е. вы начали с реконструкции танцев?

- Мы начали с того, что нам хотелось Бала. Нам хотелось, в красивом платье, в красивом зале что-то красивое сделать. Пока мы пришли к тому, что у нас есть сейчас: залы, костюмы, и мы умеем красиво двигаться. ВремениВера Павлова. Фото А.Плотниковой прошло очень много, прежде, чем мы узнали, что есть источники, посвящённые этим танцам. И, первые три года, мы, из рук в руки, учились у людей, которые где-то, как-то занимались чем-то схожим. 10 лет назад не было ничего, кроме желания.

Как вы восстанавливали костюмы? Вы уже сказали, что много читали, изучали фрески.

- От желания к источникам! Первые костюмы были абсолютно фантазийные. Увидела девушка красивую картинку, в кино, например, или в книжке, в сказке о Золушке - захотелось платье. О том, что внутри этого платья, за счёт чего создаётся форма и объём, тогда ещё, конечно, представления никто не имел. Проще всего было обратиться к Интернету. Но 10 лет назад, мы ещё не умели толком искать. Сегодня мы уже знаем, где искать, у кого спрашивать, знаем какие книги выписывать. Европейские реконструкторы давно уже работают в этом направлении. И во многих американских и европейских музеях сохранились образцы одежды интересующих нас эпох. Мы можем посмотреть каталоги музеев, сами музеи, правда, ещё не доехали до музея королевы Виктории и принца Альберта, до музея Метрополитен. Но, когда-нибудь, мы это сделаем обязательно. И, конечно же, есть книги, труды тех самых европейских реконстукторов, которые подробно разобрали эти вопросы. В общем-то, сейчас есть информация о крое практически любой эпохи: о тканях, об отделке, о том, как украшали, чем украшали, как носили. И, пользуясь всеми этими материалами, можно создать любой костюм любой эпохи.

Вы представите авторов костюмов вашей выставки?

- Здесь представлены девять костюмов пяти авторов: Натальи Юдалевич, Веры Павловой, Романа Ярошевича, Юлии Ореховой, и ещё одного человека, профессиональной портнихи - Светланы Курило. Кстати, Роман Ярошевич шьёт костюмы сам. Здесь есть его костюм - Генриха VIII.

Роман ЯрошевичРедкое занятие для юноши! С тканями как решаете вопрос?

- Это очень больной вопрос! Естественно, все исторические костюмы, в те времена, шили из натуральных тканей. Сейчас это либо безумно дорого, либо к нам такое не возят. И, конечно, все представленные здесь костюмы - это стилизация, потому что они сделаны из современных материалов. Отделка также современная, там присутствуют машинные швы. Но ручной работы всё-таки много, какая бы машинка прекрасная не была, бисером вышивать всё равно не умеет. Да, конечно, мы можем позволить себе выписать из Европы ткань, купить на Ebay винтажное кружево, драгоценные камни для отделки, заказать ювелирам оправы. Сейчас всё возможно, всё реально - были бы средства.

Александр (смеётся): "Чтобы сейчас воссоздать костюмы Людовика XIII - надо обладать доходами Людовика XIII"!

У танцевальных костюмов есть своя специфика?

- Костюм для танцев – очень специфичен. Не любой костюм, который мы находили в источниках, предназначался для танцев изначально. Например, коронационное платье английской королевы Елизаветы I, весило столько, что в нем бы пройти, и уже достаточно. Его расшивали на протяжении нескольких месяцев бисером, жемчугом, оно весило более 20 кг.
Кроме того, костюм должен быть адаптирован для сцены, обладать аутентичным бельём. Если на протяжении спектакля предполагается 2-3 переодевания, а комнаты для переодевания нет, приходится отказываться от историчности в пользу функциональности. Или же поездки на европейский фестиваль не предполагают возможности везти туда 15-килограмовый костюм. Приходиться придумывать адаптированные варианты из более лёгких тканей.

В каких европейских странах вы уже представляли свои костюмы?

- Свои костюмы мы возили в Польшу и Эстонию. В Кракове коллектив "Cracovia Danza" организовал первый Всемирный фестиваль придворного танца: 6 поездок на протяжении 6 лет, начиная с 2006 года. У нас есть коллеги в Эстонии, куда мы ездили в прошлом и позапрошлом году, и вели там мастер-классы. Это польское культурное общество, находятся они в Нарве. Познакомились через Интернет и по дороге из Польши - заехали к ним. Танцевальные студии из Москвы и Питера удивляются, что нас приглашают, а их – нет. Эстонцы отвечают: "Они нам нравятся!" На это очень приятно!

Что вам даёт это прикосновение к историческим эпохам?

Юлия: Я по образованию историк. Кроме этого, я - научный сотрудник музея. Для меня всё это естественно. Я считаю, что люди должны знать историю. Зная историю, человек лучше понимает современность.

Спасибо, а можно теперь узнать, кто автор вот этого роскошного платья испанской королевы? Бархат, золото, вышивка – очень эффектная работа!

Знакомьтесь, Наталья Юдалевич - самый давний участник студии! Пришла к нам 9 лет назад. Многие костюмы шьёт сама. Когда узнала, что в городе танцуют старинные танцы, сшила платье, как Скарлетт О'Хара: из шторки и остатков бархата. Потом стала постепенно выписывать книги, покупать во время поездок, например, в Париже. То, что наша студия шьёт костюмы исторического кроя, по всем правилам своего времени, во многом - её заслуга.

Наталья Юдалевич Фото А. Плотникова

Действительно, из девяти представленных костюмов – четыре вышли из-под рук Натальи Юдалевич. Например, платье шестой супруги английского короля Генриха VIII - Кэтрин Парр, создавалось по картине неизвестного автора и шилось 4 месяца. А французский мужской костюм XVI века, копирует оригинал даже в таких нюансах, как «вязочки» штанов. Кавалеры в средневековой Франции подвязывали штаны к остальному костюму, ведь они не знали застёжек - «молний».

Стоит отметить, что все участники студии в этот вечер были особенно нарядны. Очаровательная Вера Павлова блистала в платье жемчужного цвета. Образ иркутской писательницы Юлии Галаниной напомнил «чистейшей прелести чистейший образец» - Натали Гончарову. Мужская половина студии выглядела торжественно в праздничных фраках XIX века. 

Поздравить творческий коллектив «Antiquo More» с Юбилеем исторических танцев пришли родные и друзья. Среди давних партнёров студии Генеральное Консульство Республики Польша в Иркутске и Музей «Усадьба В. П. Сукачева». Заведующая музейным отделом Наталья Валерьевна Гончаренко:

«Я очень рада сегодня участвовать в открытии этой выставки. Танец и история настолько глубоко вошли в жизнь участников студии "Antiquo More", настолько серьёзно и профессионально они относятся к своему делу, что проникаешься невольным уважением, преклонением. Я верю, что вас впереди ждёт не один десяток лет и не одна тысяча новых людей, которых вы научите танцевать старинные танцы»

Мы поздравляем Студию старинного танца «Antiquo More» и её руководителей Юлию и Александра Ореховых с Юбилеем исторических танцев в Иркутске и благодарим творческий коллектив за бережное отношение к танцевальной культуре былых эпох!

 

Инга Ермолаева. Фоторепортаж автора

В материале использованы фото Алексея и Анастасии Плотниковых

Обновлено 02.04.2013 15:29

Елена Майновская. К Юбилею мастера

  • PDF

Елена МайновскаяСегодня "Сообщество мастеров" открывает новую рубрику "К Юбилею Мастера" и занять место первого почетного гостя мы попросили керамиста Елену Геннадьевну Майновскую. 18 марта 2013 года в её жизни ожидается большой праздник. Но, глядя на эту стройную женщину с девчоночьей косой и задорной улыбкой, поверить в возраст именинницы трудно.

Работы художницы мы впервые увидели два года назад, на фотографиях в мастерской известного иркутского керамиста Николая Васильевича Соколова. Витиеватые керамические сосуды Елены напоминали причудливую резьбу по дереву или тиснение по бересте. В нашей практике такое бывает часто:сначала происходит знакомство с работами мастеров, а уже потом с их создателями. Чуть позже керамику Елены Майновской можно было посмотреть в Краеведческом музее на выставке «Союза народных мастеров Прибайкалья», членом которого она является с его основания.

Председатель «Союза народных мастеров Прибайкалья» Лидия Мельникова:

«Елена - уникальный человек, очень добрый и ответственный. Все это проявляется и в ее работах. Хотя поиск своей манеры у народного мастера еще не закончился, все же ее работы легко узнаваемы. Мне очень нравится, что появляются народные темы, связанные со скульптурой, горшочками, свистулькой. Она внимательно вглядывается в «каргопольскую игрушку», «веселую дымку», «скопинские» шедевры, учится у народных мастеров прошлого и настоящего. Хочется ей помочь обрести себя. Уверена, что у Лены все получится!!!»

А начиналось всё 8 лет назад, когда Елена привела своего сына на занятия в керамическую студию Соколовых. Кроме детворы там учились и взрослые. Запах глины напомнил Елене случай из детства: в 4 года она увидела, Фото pribaikal.ruкак одна из родственниц копала яму, затем достала глину и слепила из неё «бабу». Детские впечатления глубоко врезались в память, и в керамической студии Майновская отчетливо поняла «Это мое!».

На очередном занятии Николай Васильевич Соколов, обучавший Елену премудростям своего дела, дал, казалось бы, простое задание - оформить небольшой сосуд. Но работа с глиной настолько завораживала Елену, что цветочный горшочек стал благодатной почвой для выражения целой философии. Елена создала не просто декор, она отразила жизненный цикл человека: детство символизировали бабочки и цветы, пору созревания – хлебные колосья, а закат жизни - старенький мухомор. После создания столь сложного узора Елена не смогла уйти из керамической студии, твердо поверив, что керамика - её настоящее призвание.

Работа Елены Майновской После несложных вещей, художница серьезно увлеклась созданием керамических сосудов, которые воплотили бы в себе все её знания о культуре древних славян. Испытывая огромный интерес к этой теме, Елена обошла все книжные магазины, по крупицам собирала ценные материалы, полушутя – полусерьезно называя себя «следопытом». Впоследствии, основываясь на полученных знаниях, она создала уникальную вещь в виде «збручского столба» – олицетворения рода у древних славян.

Главное для Елены Майновской - работать, находясь в постоянном поиске. «Выискивать и находить!» - вот девиз художницы. Показать в керамике культуру древних славян: рассказать, как они жили, как воевали, чего добивались - основная тема художницы.

Еще одна примечательная работа Елены – скульптура Параскевы - Пятницы, прообразом которой сталаРабота Елены Майновской  древнеславянская богиня плодородия Мокошь. Мощный древнеславянский образ, символ «Матери-земли» впоследствии был использован в христианстве. Художница при создании скульптуры опиралась именно на христианскую трактовку образа, но допустила ряд неточностей и поэтому, сегодня, немного стесняется незавершенности работы. Тем не менее, она продолжает трудится над образом, выискивая все новые и новые подробности.

Достаточно узнаваемый стиль Елены Майновской формировался благодаря не только книгам, но и под влиянием работ известных керамистов, среди них особое место занимает Григорий Яковлевич Борисов. Так появилось еще одно произведение - к 350- летию города. В нём  Елена воплотила образы четырех иркутских храмов: Знаменского монастыря, Собора Богоявления, Спасской и Казанской церквей. С созданием этого светильника связана удивительная история. Его стенки были настолько хрупки, что опытные керамисты сразу предупредили Елену, что он может не выдержать обжига. Но случилось чудо: из-за высокой температуры все находившиеся в печи изделия сплавились, а светильник Елены не только выдержал испытание, но и приобрел красивый темный оттенок.

Работы Елены Майновской Художница сравнивает себя с музыкантом, который сочиняет музыку, пока не напишет последнюю ноту - не успокоится. Так и Елена, увидев какой-то образ, не может найти покоя, пока его не воплотит. Так, уют и тепло домашнего очага, Елена передала через замысловатые светильники. По её мнению, такой светильник не только получать, но и дарить приятно.

Еще один знаменательный образ в коллекции Елены – свадебная ладья (на фото с автором), символ семейного благополучия. Ручки ладьи выполнены в виде голов птиц и расположены на одном уровне, что символизировало в славянской культуре, что брачующиеся, по статусу, ровня. По социальному уровню один другого не выше и не ниже. На свадьбе молодым вручали ладью со словами: «Дарим вам ладью, уважайте друг друга, держитесь на одном уровне, трудитесь, как пчелы и пополняйте свои закрома вместе!».

Сегодня Елена жадно впитывает искусство московского художника - керамиста Александра Ивановича Поверина. Фильм «Гончары России» с его рассказами она пересмотрела семь раз. За 8 лет художница многому научилась, но мечтает научиться еще большему. В ближайших планах народного мастера новый проект, о которым пока не говорит. Но мы не сомневаемся, что это будет еще одна уникальная работа, ведь Елена Майновская не боится самого главного в профессии - искать, пробовать и воплощать.

Инга Ермолаева

Обновлено 15.03.2013 23:00

Ай да Мастер: