Сообщество мастеров | Ай да мастер

15 декабря 2017

Сообщество мастеров Ай да Мастер

Елена Майновская. К Юбилею мастера

  • PDF

Елена МайновскаяСегодня "Сообщество мастеров" открывает новую рубрику "К Юбилею Мастера" и занять место первого почетного гостя мы попросили керамиста Елену Геннадьевну Майновскую. 18 марта 2013 года в её жизни ожидается большой праздник. Но, глядя на эту стройную женщину с девчоночьей косой и задорной улыбкой, поверить в возраст именинницы трудно.

Работы художницы мы впервые увидели два года назад, на фотографиях в мастерской известного иркутского керамиста Николая Васильевича Соколова. Витиеватые керамические сосуды Елены напоминали причудливую резьбу по дереву или тиснение по бересте. В нашей практике такое бывает часто:сначала происходит знакомство с работами мастеров, а уже потом с их создателями. Чуть позже керамику Елены Майновской можно было посмотреть в Краеведческом музее на выставке «Союза народных мастеров Прибайкалья», членом которого она является с его основания.

Председатель «Союза народных мастеров Прибайкалья» Лидия Мельникова:

«Елена - уникальный человек, очень добрый и ответственный. Все это проявляется и в ее работах. Хотя поиск своей манеры у народного мастера еще не закончился, все же ее работы легко узнаваемы. Мне очень нравится, что появляются народные темы, связанные со скульптурой, горшочками, свистулькой. Она внимательно вглядывается в «каргопольскую игрушку», «веселую дымку», «скопинские» шедевры, учится у народных мастеров прошлого и настоящего. Хочется ей помочь обрести себя. Уверена, что у Лены все получится!!!»

А начиналось всё 8 лет назад, когда Елена привела своего сына на занятия в керамическую студию Соколовых. Кроме детворы там учились и взрослые. Запах глины напомнил Елене случай из детства: в 4 года она увидела, Фото pribaikal.ruкак одна из родственниц копала яму, затем достала глину и слепила из неё «бабу». Детские впечатления глубоко врезались в память, и в керамической студии Майновская отчетливо поняла «Это мое!».

На очередном занятии Николай Васильевич Соколов, обучавший Елену премудростям своего дела, дал, казалось бы, простое задание - оформить небольшой сосуд. Но работа с глиной настолько завораживала Елену, что цветочный горшочек стал благодатной почвой для выражения целой философии. Елена создала не просто декор, она отразила жизненный цикл человека: детство символизировали бабочки и цветы, пору созревания – хлебные колосья, а закат жизни - старенький мухомор. После создания столь сложного узора Елена не смогла уйти из керамической студии, твердо поверив, что керамика - её настоящее призвание.

Работа Елены Майновской После несложных вещей, художница серьезно увлеклась созданием керамических сосудов, которые воплотили бы в себе все её знания о культуре древних славян. Испытывая огромный интерес к этой теме, Елена обошла все книжные магазины, по крупицам собирала ценные материалы, полушутя – полусерьезно называя себя «следопытом». Впоследствии, основываясь на полученных знаниях, она создала уникальную вещь в виде «збручского столба» – олицетворения рода у древних славян.

Главное для Елены Майновской - работать, находясь в постоянном поиске. «Выискивать и находить!» - вот девиз художницы. Показать в керамике культуру древних славян: рассказать, как они жили, как воевали, чего добивались - основная тема художницы.

Еще одна примечательная работа Елены – скульптура Параскевы - Пятницы, прообразом которой сталаРабота Елены Майновской  древнеславянская богиня плодородия Мокошь. Мощный древнеславянский образ, символ «Матери-земли» впоследствии был использован в христианстве. Художница при создании скульптуры опиралась именно на христианскую трактовку образа, но допустила ряд неточностей и поэтому, сегодня, немного стесняется незавершенности работы. Тем не менее, она продолжает трудится над образом, выискивая все новые и новые подробности.

Достаточно узнаваемый стиль Елены Майновской формировался благодаря не только книгам, но и под влиянием работ известных керамистов, среди них особое место занимает Григорий Яковлевич Борисов. Так появилось еще одно произведение - к 350- летию города. В нём  Елена воплотила образы четырех иркутских храмов: Знаменского монастыря, Собора Богоявления, Спасской и Казанской церквей. С созданием этого светильника связана удивительная история. Его стенки были настолько хрупки, что опытные керамисты сразу предупредили Елену, что он может не выдержать обжига. Но случилось чудо: из-за высокой температуры все находившиеся в печи изделия сплавились, а светильник Елены не только выдержал испытание, но и приобрел красивый темный оттенок.

Работы Елены Майновской Художница сравнивает себя с музыкантом, который сочиняет музыку, пока не напишет последнюю ноту - не успокоится. Так и Елена, увидев какой-то образ, не может найти покоя, пока его не воплотит. Так, уют и тепло домашнего очага, Елена передала через замысловатые светильники. По её мнению, такой светильник не только получать, но и дарить приятно.

Еще один знаменательный образ в коллекции Елены – свадебная ладья (на фото с автором), символ семейного благополучия. Ручки ладьи выполнены в виде голов птиц и расположены на одном уровне, что символизировало в славянской культуре, что брачующиеся, по статусу, ровня. По социальному уровню один другого не выше и не ниже. На свадьбе молодым вручали ладью со словами: «Дарим вам ладью, уважайте друг друга, держитесь на одном уровне, трудитесь, как пчелы и пополняйте свои закрома вместе!».

Сегодня Елена жадно впитывает искусство московского художника - керамиста Александра Ивановича Поверина. Фильм «Гончары России» с его рассказами она пересмотрела семь раз. За 8 лет художница многому научилась, но мечтает научиться еще большему. В ближайших планах народного мастера новый проект, о которым пока не говорит. Но мы не сомневаемся, что это будет еще одна уникальная работа, ведь Елена Майновская не боится самого главного в профессии - искать, пробовать и воплощать.

Инга Ермолаева

Обновлено 15.03.2013 23:00




Ай да Мастер: