Сообщество мастеров | Ай да мастер

15 декабря 2017

Сообщество мастеров Ай да Мастер

"Antiquo More": «Нам хотелось Бала».

  • PDF

Юлия и Александр Ореховы. Фото А.ПлотниковаВ музее «Усадьба В.П.Сукачева» открылась новая выставка «По старинному обычаю». Экспозиция посвящена Юбилею исторических танцев в Иркутске. Десять лет назад, весной 2003 года, в городе начались первые занятия по старинным танцам. Вместе с танцами в жизнь молодых людей, пришедших на те занятия, прочно вошла составляющая любого исторического проекта - реконструкция костюмов и аксессуаров различных эпох. Сегодня на выставке собраны материалы, посвящённые истории придворных европейских танцев, бальные костюмы и аксессуары того времени. Большинство экспонатов создано руками участников Студии старинного танца "Antiquo More" - организатора выставки. О рукотворной части проекта мы попросили рассказать руководителей студии Юлию и Александра Ореховых.

Юлия, Александр, поздравляем Вас со столь знаменательным событием! 10 лет назад в Иркутске появилась уникальная студия…

- Строго говоря, 10 лет назад, ни о какой студии мыслей не было. Была компания, которая хотела танцевать, хотела Бал. И тем удивительнее, что́ из этой идеи выросло и что́ мы сегодня презентуем здесь, на выставке. Интересная нам танцевальная культура начинается с позднего Средневековья, когда письменных источников толком не сохранилось, а только фрески и изображения в разных средневековых кодексах. И дошла до нас музыка, под которую определённо танцевали. Реконструкция этого периода - это попытки понять и придумать, чтобы это могло быть. С середины XV века есть письменные источники: сначала манускрипты, а потом и печатные книги, в которых описывались схемы танцев, описывалась процедура балов. И читая это всё, мы можем себе представить, как это было в то время.

Т.е. вы начали с реконструкции танцев?

- Мы начали с того, что нам хотелось Бала. Нам хотелось, в красивом платье, в красивом зале что-то красивое сделать. Пока мы пришли к тому, что у нас есть сейчас: залы, костюмы, и мы умеем красиво двигаться. ВремениВера Павлова. Фото А.Плотниковой прошло очень много, прежде, чем мы узнали, что есть источники, посвящённые этим танцам. И, первые три года, мы, из рук в руки, учились у людей, которые где-то, как-то занимались чем-то схожим. 10 лет назад не было ничего, кроме желания.

Как вы восстанавливали костюмы? Вы уже сказали, что много читали, изучали фрески.

- От желания к источникам! Первые костюмы были абсолютно фантазийные. Увидела девушка красивую картинку, в кино, например, или в книжке, в сказке о Золушке - захотелось платье. О том, что внутри этого платья, за счёт чего создаётся форма и объём, тогда ещё, конечно, представления никто не имел. Проще всего было обратиться к Интернету. Но 10 лет назад, мы ещё не умели толком искать. Сегодня мы уже знаем, где искать, у кого спрашивать, знаем какие книги выписывать. Европейские реконструкторы давно уже работают в этом направлении. И во многих американских и европейских музеях сохранились образцы одежды интересующих нас эпох. Мы можем посмотреть каталоги музеев, сами музеи, правда, ещё не доехали до музея королевы Виктории и принца Альберта, до музея Метрополитен. Но, когда-нибудь, мы это сделаем обязательно. И, конечно же, есть книги, труды тех самых европейских реконстукторов, которые подробно разобрали эти вопросы. В общем-то, сейчас есть информация о крое практически любой эпохи: о тканях, об отделке, о том, как украшали, чем украшали, как носили. И, пользуясь всеми этими материалами, можно создать любой костюм любой эпохи.

Вы представите авторов костюмов вашей выставки?

- Здесь представлены девять костюмов пяти авторов: Натальи Юдалевич, Веры Павловой, Романа Ярошевича, Юлии Ореховой, и ещё одного человека, профессиональной портнихи - Светланы Курило. Кстати, Роман Ярошевич шьёт костюмы сам. Здесь есть его костюм - Генриха VIII.

Роман ЯрошевичРедкое занятие для юноши! С тканями как решаете вопрос?

- Это очень больной вопрос! Естественно, все исторические костюмы, в те времена, шили из натуральных тканей. Сейчас это либо безумно дорого, либо к нам такое не возят. И, конечно, все представленные здесь костюмы - это стилизация, потому что они сделаны из современных материалов. Отделка также современная, там присутствуют машинные швы. Но ручной работы всё-таки много, какая бы машинка прекрасная не была, бисером вышивать всё равно не умеет. Да, конечно, мы можем позволить себе выписать из Европы ткань, купить на Ebay винтажное кружево, драгоценные камни для отделки, заказать ювелирам оправы. Сейчас всё возможно, всё реально - были бы средства.

Александр (смеётся): "Чтобы сейчас воссоздать костюмы Людовика XIII - надо обладать доходами Людовика XIII"!

У танцевальных костюмов есть своя специфика?

- Костюм для танцев – очень специфичен. Не любой костюм, который мы находили в источниках, предназначался для танцев изначально. Например, коронационное платье английской королевы Елизаветы I, весило столько, что в нем бы пройти, и уже достаточно. Его расшивали на протяжении нескольких месяцев бисером, жемчугом, оно весило более 20 кг.
Кроме того, костюм должен быть адаптирован для сцены, обладать аутентичным бельём. Если на протяжении спектакля предполагается 2-3 переодевания, а комнаты для переодевания нет, приходится отказываться от историчности в пользу функциональности. Или же поездки на европейский фестиваль не предполагают возможности везти туда 15-килограмовый костюм. Приходиться придумывать адаптированные варианты из более лёгких тканей.

В каких европейских странах вы уже представляли свои костюмы?

- Свои костюмы мы возили в Польшу и Эстонию. В Кракове коллектив "Cracovia Danza" организовал первый Всемирный фестиваль придворного танца: 6 поездок на протяжении 6 лет, начиная с 2006 года. У нас есть коллеги в Эстонии, куда мы ездили в прошлом и позапрошлом году, и вели там мастер-классы. Это польское культурное общество, находятся они в Нарве. Познакомились через Интернет и по дороге из Польши - заехали к ним. Танцевальные студии из Москвы и Питера удивляются, что нас приглашают, а их – нет. Эстонцы отвечают: "Они нам нравятся!" На это очень приятно!

Что вам даёт это прикосновение к историческим эпохам?

Юлия: Я по образованию историк. Кроме этого, я - научный сотрудник музея. Для меня всё это естественно. Я считаю, что люди должны знать историю. Зная историю, человек лучше понимает современность.

Спасибо, а можно теперь узнать, кто автор вот этого роскошного платья испанской королевы? Бархат, золото, вышивка – очень эффектная работа!

Знакомьтесь, Наталья Юдалевич - самый давний участник студии! Пришла к нам 9 лет назад. Многие костюмы шьёт сама. Когда узнала, что в городе танцуют старинные танцы, сшила платье, как Скарлетт О'Хара: из шторки и остатков бархата. Потом стала постепенно выписывать книги, покупать во время поездок, например, в Париже. То, что наша студия шьёт костюмы исторического кроя, по всем правилам своего времени, во многом - её заслуга.

Наталья Юдалевич Фото А. Плотникова

Действительно, из девяти представленных костюмов – четыре вышли из-под рук Натальи Юдалевич. Например, платье шестой супруги английского короля Генриха VIII - Кэтрин Парр, создавалось по картине неизвестного автора и шилось 4 месяца. А французский мужской костюм XVI века, копирует оригинал даже в таких нюансах, как «вязочки» штанов. Кавалеры в средневековой Франции подвязывали штаны к остальному костюму, ведь они не знали застёжек - «молний».

Стоит отметить, что все участники студии в этот вечер были особенно нарядны. Очаровательная Вера Павлова блистала в платье жемчужного цвета. Образ иркутской писательницы Юлии Галаниной напомнил «чистейшей прелести чистейший образец» - Натали Гончарову. Мужская половина студии выглядела торжественно в праздничных фраках XIX века. 

Поздравить творческий коллектив «Antiquo More» с Юбилеем исторических танцев пришли родные и друзья. Среди давних партнёров студии Генеральное Консульство Республики Польша в Иркутске и Музей «Усадьба В. П. Сукачева». Заведующая музейным отделом Наталья Валерьевна Гончаренко:

«Я очень рада сегодня участвовать в открытии этой выставки. Танец и история настолько глубоко вошли в жизнь участников студии "Antiquo More", настолько серьёзно и профессионально они относятся к своему делу, что проникаешься невольным уважением, преклонением. Я верю, что вас впереди ждёт не один десяток лет и не одна тысяча новых людей, которых вы научите танцевать старинные танцы»

Мы поздравляем Студию старинного танца «Antiquo More» и её руководителей Юлию и Александра Ореховых с Юбилеем исторических танцев в Иркутске и благодарим творческий коллектив за бережное отношение к танцевальной культуре былых эпох!

 

Инга Ермолаева. Фоторепортаж автора

В материале использованы фото Алексея и Анастасии Плотниковых

Обновлено 02.04.2013 15:29




Ай да Мастер: